Впервые после «Евровидения» в Петербург приехал «Музыкальный коллектив Петра Налича». Перед концертом, прошедшим в пятницу 16 июля в ДК им. Ленсовета, «Фонтанка» выяснила у Налича и его музыкантов, как у них идут дела.
– С каким настроением вы приехали на концерт?
Петр Налич: Очень рады быть в Петербурге, давно сюда не приезжали. И еще нескоро приедем потом. Приятно, что у нас такой большой концерт, много людей придет.
– Уже известно, сколько билетов продано?
Налич: Полный зал. Это третий концерт, были уже в Киеве и Москве, там тоже много людей пришло.
– После «Евровидения» чувствуются перемены в аудитории?
Налич: Народу стало больше. Раза в два-три. А отношение как было хорошее, так и осталось. Ходили разные поколения, можно сказать что все, – теперь они пропорциональны и уравновешены, есть люди всех возрастов и категорий.
– А внутри группы вы как себя ощущаете после конкурса?
Налич: Устали, конечно. Все-таки достаточно серьезное испытание, большую работу там провели надо собой, над нашим номером и вообще. Устали, но довольно быстро оклемались.
– Какие-то определенные художественные задачи в том числе себе ставили?
Налич: Да-да. Конкретные художественные задачи решали. Нехудожественных у нас нет.
Сергей Соколов, гитарист, домрист и бэк-вокалист «Музыкального коллектива Петра Налича»: Мы всегда ставим художественные задачи перед концертом. Специфика была в том, что это была одна песня, копать надо было глубоко.
Налич: Буквально, смотришь с такой-то эмоцией, потом с другой, такой-то жест делаешь. Сценические дела, которые решались в ходе репетиции.
– А сам номер диктовался художественной задачей «написать эстрадную песню»?
Налич: Она у нас уже ведь была написана тогда – разве что достаточно новая, что отвечало условиям конкурса.
– Вы сами воспринимаете ее как песню более попсовую, чем обычно?
Налич: Ничего подобного, она не более «поп», чем все остальные наши песни.
Соколов: Все песни у нас – «поп». Для «Евровидения» мы ничего не поменяли в ее изначальном звучании и не могли, даже если бы хотели. Мы отправили заявку, и по условиям конкурса композиция с тех пор не должна была меняться. Поэтому некий формат «Евровидения», который, безусловно, есть, на песню повлиять не мог.
– У меня было впечатление, что она как-то чересчур гладко, «прилично» звучит.
Соколов: Просто, возможно, мы стали чуть лучше записываться.
Налич: Вы еще наш второй альбом не слышали! Такой гладкий!
– А расскажите-ка про второй альбом.
Налич: Мы практически уже отправили его на мастеринг.
Соколов: Это последняя стадия звукопроизводства, когда запись и сведение позади. То есть осталось всего ничего.
Налич: Осенью, в октябре, будет презентация в Москве. Там будет очень много песен, семнадцать ранее не издававшихся и несколько бонус-треков. Мучительно разве что работаем над названием. Не скажем варианты, потому что ни в чем пока не уверены. Наметки есть – но это тоже секрет. Единственное – железно, что не по песне будет называться альбом. Будут там рисуночки, какие-нибудь штучки туда вложим веселые.
Соколов: Пробничек шампуня...
Налич: Да, обязательно... И с концертом приедем к вам в ноябре.
– Вот вы часто говорите о себе как о группе, которая постоянно совершенствуется в музыкантском, техническом плане. Петр несколько раз в неделю ходит на уроки вокала. Как вы свое состояние оцениваете на настоящий момент?
Налич: Естественно, нет предела совершенству. Честно говоря, не могу оценить, какого уровня мы уже достигли. Многое получается, многое еще надо узнать.
Соколов: Когда человек чего-то достиг, это как точка на траектории, – сложно определить, где находишься, видишь только направление. Нам кажется, что мы развиваемся.
Налич: А на самом деле ты уже давно деградируешь!
Соколов: Может быть, вполне!
– Но вот есть такое понятие «профессионализм» – вполне определенное.
Налич: Профессионализм – это когда деньги зарабатываешь. В этом есть и плюсы, и минусы, к сожалению.
Соколов: Мы – профессионалы, да.
– Концерты уже рутина для вас в таком случае?
Налич (оскорбленно): Нет, ни в коем случае. А что, должны быть рутиной? От концертов мы не устали, удовольствие пока получаем – и большое. Совсем не получая удовольствие, сложно что-либо делать хорошо.
– Планы на зарубежные концерты есть?
Налич: В Германии в городе Лоррах выступим на фестивале Stimmen, в Кремсе в Австрии. Потом мы поедем в Грецию, в город Афины, где будет сольное выступление. Потом, вы не поверите, снова в Осло.
– Я слышала, у вас расширился состав недавно?
Налич: Да, мы поняли, что наши аранжировки требуют большего количества музыкантов.
Соколов: Это как в студии, всё время хочется дописать каких-нибудь инструментов. Так же и на концерте.
Налич: Интересные гармонические моменты как раз подразумевают богатую инструментовку. Поэтому на сцене нас теперь восемь. Пока нас всех медным тазом не накроют, это так и будет. Дима Тюзе и Оскар Чунтонов наши новички. Гитарист и пианист.
– Петр, а как вы распеваетесь перед концертами?
Налич: Ну я, конечно, не буду показывать. Но есть определенные упражнения: это часть методики обучения вокалу. Целый комплекс, разный у всех. Методика же в двух хлестких словах не выражается.
– Как преподаватель по вокалу оценивает ваш вокальный рост?
Налич (смеется): Мой рост – 178 сантиметров. Если серьезно, хорошо оценивает мой профессиональный рост, к моим выступлениям относится тоже положительно.
– Вы и оперные партии поете?
Налич: Да, приходится учиться петь в разных манерах. Я уверен, что при определенной работе удастся сочетать вокал академический и эстрадный. Просто это довольно сложно. Песни ведь тоже разные все – некоторые вполне можно петь в академической манере. Есть песни, которые нельзя так петь. Художественно они от этого пострадают.
– Кроме того, у вас ведь есть своя манера?
Налич: Манеры-то особенной и нет, надо петь то, что диктует песня.
– А какая ваша любимая оперная партия?
Налич: Их очень много, очень. Всех не перечислишь. Я и русские оперы люблю, и западные. Любимой нету. Если вы спросите, какие музыканты были нашими кумирами, то это тоже будет довольно бессмысленный вопрос. Любимый цвет, любимый автомобиль – тоже не получится ничего. Штук сто любимых арий могу перечислить, и то какие-нибудь забуду наверняка.
– А записать в студии диск с такой музыкой слабо?
Налич: Конечно, когда я почувствую себя готовым, таким махровым зубром, тогда начнем записывать и давать больше концертов. В свое время всё будет.
– В ваших песнях бывает довольно сложная, даже неординарная гармония. Это следствие каких-то теоретических знаний?
Налич: Тяжелое наследие теории, да. Ну, во-первых, есть песни простые гармонически, есть посложней.
Соколов: Со стороны, наверное, видней – ведь нет задачи написать песню, где будет сложная гармония.
Налич: У нас же есть свой гармонический, музыкальный язык, которым мы выражаемся. И в нем, действительно, иногда встречаются интересные повороты – ничего плохого в этом не вижу. Но, знаете, это настолько всё примитивно по сравнению с классической музыкой, с современной. Там такие сложности, будто производную несколько раз построили.
– Вы упомянули о гармониях в современной академической музыке. Любите ее слушать?
Налич: Я, к сожалению, из современной академической музыки большинство не понимаю. Надо много усилий и знаний, чтобы усваивать такую музыку. Где-то до Шостаковича усваиваю. И Шостаковича более-менее.
Оксана Булах
«Фонтанка.ру»
Фото: flickr.com.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»