Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Джон Малкович в Петербурге стал серийным убийцей (фото)

Джон Малкович в Петербурге стал серийным убийцей (фото)

1 233

Легендарный голливудский актер Джон Малкович примерил на себя маску серийного убийцы — причем, на оперной сцене. В Концертном зале Мариинского театра сыграли «Адскую комедию». Фотокор «Фонтанки» посетил репетицию с участием Малковича, а музыкальный обозреватель — собственно спектакль.

В 1975 году 25-летний австриец Джек Унтервегер, сын американского солдата и венской проститутки, был осужден за удушение 18-летней жрицы любви — так он мстил своей матери, бросившей его сразу после рождения. В тюрьме написал автобиографию «Чистилище, или Путешествие в дом заключенных», роман «Тюрьма» и две пьесы. Книги Унтервегера стали бестселлерами, спектакли по его пьесам долгое время не сходили с венской сцены. Отсидев четырнадцать лет, в 1990-м Унтервегер был досрочно освобожден, переквалифицировался в журналисты и поэты и даже стал вести ток-шоу на телевидении. В первый же после освобождения год он убил шестерых проституток, впоследствии — еще троих. В 1994 году был пойман, приговорен к смертной казни, но вскоре после оглашения вердикта повесился в тюремной камере. В 2009-м по мотивам биографии Унтервегера австрийский режиссер Михаэль Штурмингер написал пьесу «Адская комедия». В июле 2010-го, объехав полмира, моноспектакль Джона Малковича был сыгран в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».

Заочно «Адская комедия» виделась штукой как минимум не слабее другой комедии, «Божественной». Ведь кто сыграет роль среднеевропейского Джека Потрошителя конца ХХ века лучше, чем Малкович, воплотивший, как принято говорить в таких случаях, целую галерею незабываемых образов злодеев, маньяков и просто убийц всех мастей и калибров — от упоенно творящего зло развратника Вальмона из памятной экранизации «Опасных связей» и порочного монарха Карла VII в «Жанне д'Арк» до не знающих морали героев «Воздушной тюрьмы», «На линии огня» и «Игры Рипли». Но не случилось: ожидания публики были самым циничным образом обмануты — все, кроме возможности лицезреть выдающегося артиста.

Начать хотя бы с того, что «Адская комедия» лишь прикидывается спектаклем, на деле являясь тем, что в советские времена называлось «литературно-музыкальной композицией». На протяжении двух с небольшим часов крайне бледные и невнятные монологи пера Михаэля Штурмингера разбавлялись грешащей дурным вкусом импровизацией Малковича («текст моего выступления полностью одобрен представителями компании "Газпром"», бородатые шутки про Mac и PC, etc.). Добавьте сюда стилистически сомнительное исполнение барочно-классицистских арий пятью мариинскими сопрано (стилистически адекватнее прочих была Татьяна Павловская) под аккомпанемент местного оркестра, управляемого выписанным из Австрии дирижером Мартином Хазельбеком, — и вы получите общее представление о зрелище. Теперь — детали.

В центре подмостков разместился камерный состав оркестра, ближе к авансцене, за офисным столом с икеевского происхождения лампой и стаканом воды — сам знаменитый актер в элегантном белом костюме и темно-синей рубашке в белую крапинку. На столе стопками разложены экземпляры свежеотпечатанной книги — согласно сценарию Штурмингера, герой Малковича представляет публике свою только что вышедшую (хоть и написанную уже после собственной смерти) автобиографию, попутно предаваясь размышлениям о вневременном, то есть о женщинах и о себе.

Буквально в первом же монологе Унтвергер — Малкович многообещающе идентифицировал себя с Дон Жуаном, но дальше этого громкого отождествления дело не пошло: ни лишенные всякого драматического содержания тексты Штурмингера, ни их интерпретация актером не дали ровным счетом никакой возможности разобраться в свойствах личности серийного убийцы Унтервегера и оценить ее масштаб. Зачем и почему Унтервегер расправлялся со своими жертвами и что он думает по этому поводу, так и осталось неизвестным. На сцене мариинского КЗ Малкович выглядел не слишком выразительным демагогом, не достаточно хорошо понимающим, по поводу чего он, собственно, сотрясает воздух — по остроумному замечанию побывавшего на спектакле блогера, в «Адской комедии» великий артист выглядел так, «как если бы он вступил в "Единую Россию"».

Неловкие попытки внести в представление действенный элемент, связав музыкальные номера с сюжетом спектакля — Унтервегер — Малкович прислушивается к пению солисток, он же кокетничает с ними, он же душит их бюстгальтерами, etc., — только усиливали впечатление от «Адской комедии» как от антрепризного толка залепухи, в которую по какой-то нелепой ошибке вписался полноправный кумир публики.

Софья Дымова
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Мариинского театра / Наташа Разина

Фото в репортаже: Михаил Садчиков-мл.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

1 из 9

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях