В Петербурге выступил один из лучших джазовых гитаристов мира Эл Ди Меола со своим инструментальным проектом World Sinfonia. По счастью, в город наконец пришло лето: часть публики сидела прямо на горячем от июльского солнца граните – на ступеньках восьмиугольного Парадного двора Михайловского замка.
На сцену музыканты вышли с некоторым опозданием (не исключено, виной тому наш корреспондент, бравший у Ди Меолы перед концертом интервью) и вчетвером, а не вшестером (в этом наш корреспондент точно не виноват): не появились второй перкуссионист и басист. Квартет, однако, звучал полноценно, насыщенно – и создавал уникальную атмосферу камерного, «только для своих», концерта. Тут, конечно, сказывались и работа звукооператора, и уникальные акустические свойства замкнутого и очень уютного, несмотря на внушительные размеры, Парадного двора.
В программе World Sinfonia нашлось место не только фирменной рефлексии над стилем танго – хотя об Асторе Пьяццолле, родоначальнике «нового танго», пришлось вспомнить не раз и не два. Но было в музыке что-то и от цыганских напевов, фламенко, босановы, различались гармонические ходы из индийской музыки, чувствовалось влияние Мексики. Один раз даже показалось, что проскользнула мелодия русской народной песни, но узнать ее в общем плотном музыкальном полотне было мудрено.
Произвели впечатление скорость и точность звукоизвлечения. Эл Ди Меола занимался музыкой с раннего детства, и на данный момент он – один из наиболее виртуозных гитаристов планеты. Полет его пальцев по грифу гитары завораживал – может, даже больше, чем перемены ритма или мелодические построения. Как-то Ди Меола сказал: «Добиться того, чтобы твоя игра не зависела от техники, можно только владея ею в совершенстве. Если я слышу музыку в своей голове и не могу ее сыграть – это очень плохо». Мастерство Ди Меолы – редкое слияние идеальной техники и вдохновенного, глубокого погружения в музыкальные образы.
Вначале проект World Sinfonia (он создан еще в 90-е годы) был акустическим, но теперь его лидер пользуется и электронными «примочками» к гитаре, которые время от времени заставляют ее звучать почти наподобие синтезатора. А иногда Ди Меола извлекает из гитары пассажи, характерные для рок-музыки. Сценическую манеру поведения Эл Ди Меола явно перенял у своего давнего мэтра – пианиста Чика Кориа: манеру очень интеллигентную, демократичную и капельку небрежную. На сцене Ди Меола напоминал прогрессивного профессора какого-то престижного, но вольнодумного американского университета.
Гитара Эла Ди Меолы была, конечно, главным инструментом этого представления, но не единственным. Бандонеонист Фаусто Беккалосси практически на равных участвовал в создании звучавшей музыки. (Бандонеон – вид аккордеона, популярный в Латинской Америке.) Бесшабашной самоотдачей Беккалосси даже напомнил великого финского аккордеониста Киммо Похьонена. Еще бандонеонист иногда исполнял вокальные вставки в композиции, обнаружив хороший глубокий голос.
Когда музыканты вышли на бис, Ди Меола подозвал зрителей вплотную к сцене и играл, казалось, для каждого персонально. На концерте в Парадном дворе присутствовало порядка тысячи меломанов, но получился он каким-то домашним. По-хорошему непарадным.
Ленка Виноградова
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего.
Интервью с Элом Ди Меолой читайте здесь
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»