
УФМС хочет расширить список болезней, по которым мигрантов можно выдворять за пределы страны. Основания для этого есть: из 70 тысяч прошедших обследование у 1,5 тысяч выявлен сифилис, в 651-м случае зафиксирован туберкулез, а у 164-х - ВИЧ. Пока, по закону, высылать можно только ВИЧ-инфицированных.
Управление Федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленобласти решило вновь серьезно подойти к проблеме депортации и выдворения нелегальных мигрантов. И даже хотело бы расширить список болезней, по которым их можно было бы отправлять домой. Основания для этого есть: из 70 тысяч приезжих, прошедших обследование только в Едином медицинском центре в Петербурге, у 1,5 тысяч выявлен сифилис, в 651-м случае зафиксирован туберкулез, а у 164-х - ВИЧ. Пока, по закону, высылать можно только ВИЧ-инфицированных, а на лечение остальных «городской бюджет тратит колоссальные средства». Задумываются в УФМС и о сокращении до 2-х месяцев сроков пребывания гастарбайтеров в специальном центре для депортируемых.
Первый относительно «послекризисный» год обернулся для Петербурга и Ленобласти серьезным приростом потока гастарбайтеров. Так, как сообщила журналистам начальник Управления федеральной миграционной службы РФ по Петербургу и Ленобласти (УФМС) Елена Дунаева, за 6 месяцев этого года поставлено на учет почти 600 тысяч человек, в то время как за полгода 2009 – лишь около 500 тысяч. А нелегальных мигрантов в городе может быть, по приблизительным оценкам УФМС, еще около 100 тысяч человек. "Говорить о критической ситуации с незаконным пребыванием иностранцев на территории региона я не могу. Даже в ходе проверок расселенных домов в центре города мы выясняли, что около 80% находящихся там иностранцев имеют постановку на учет. Могу сказать лишь приблизительную цифру - около 100 тысяч незаконно живущих в регионе - иностранцы. Но нередко бывает так, что у них нет разрешения на работу, но есть постановка на миграционный учет", - заверила журналистов 7-го июля Дунаева.
Но тут же подчеркнула: часто постановка на миграционный учет со стороны работодателя носит формальный характер – компании при этом совершенно не заботятся, где будет жить мигрант, достаточен ли будет его доход для нормальной жизни.
А ведет это все к росту преступности, поскольку мигранту «нечего есть и негде спать». Потому и носят преступления мигрантов корыстно-насильственный характер. Так, по данным УФМС, в 2009 году общее количество преступлений, совершенных гастарбайтерами, выросло на 11% по сравнению с 2008 годом.
"Мы можем даже сезонно проследить: зимой это кражи одежды, обуви, продуктов, что свидетельствует о ненадлежащих условиях жизни прежде всего, летом же - преимущественно драки и выяснения отношений между собой, причем зачастую именно между собой, не в контексте межнациональной розни. Узбеки дерутся с узбеками, таджики с таджиками", - заверила Дунаева, и еще раз подчеркнула, что «если у мигрантов будут нормальные условия для жизни и работы, то и этот показатель снизится».
Всего за 6 месяцев этого года ведомство выдало более 74 тысяч разрешений на работу, и, таким образом, квота на привлечение иностранной рабочей силы по Петербургу (210 тысяч человек) выбрана на 37%, а вот по Ленобласти (18 тысяч человек) почти на 70%. Едут в Петербург и Ленобласть на работу по-прежнему из Узбекистана (до 37 тысяч), Таджикистана (свыше 13 тыс), Украины (свыше - 5 тыс), Молдавии (свыше 3 тыс), Киргизии (свыше 2 тысяч), Армении (свыше 1 тыс). При этом в Петербурге мигранты заняты в основном в строительной отрасли на низкоквалифицированной работе и в сфере ЖКХ, а в Ленобласти до 30% трудится в сельском хозяйстве.
Среди положительных результатов работы УФМС, по мнению Дунаевой, действующий на территории Петербурга единый бланк для медицинского освидетельствования трудовых мигрантов. В ближайшее время он будет внедрен и в Ленинградской области, «результаты от него в Петербурге уже есть».
Так, благодаря «бланку», через Единый медицинский центр на улице Красного Текстильщика уже прошли обследование 70 тысяч иностранных граждан с выданным разрешением на работу. А еще в городе действует 23 организации, имеющие право на такую деятельность, а посему со временем удастся обследовать всех. Сейчас этот показатель составляет 90%.
По данным УФМС, из этих 90% обследованных на Текстильщиков почти 1,5 тысячи оказались больны сифилисом, более 600 - туберкулезом, у 164 выявлена ВИЧ-инфекция , а более 200 являются наркозависимыми.
«Основная проблема в том, что даже таким мигрантам просто отказывают в выдаче разрешений на работу, но депортировать их можно только в случае ВИЧ-инфекции»,- посетовала глава УФМС и добавила, что сейчас управление ведет работу над тем, чтобы расширить перечень заболеваний, являющихся поводом для выдворения мигранта из страны.
«С этим есть определенные проблемы, и город над ними работает. Бюджет Петербурга тратит колоссальные средства на лечение мигрантов, но они часто даже не доходят до флюорографических кабинетов, просто растворяются в городе», - пояснила Дунаева, однако на вопрос о том, сколько же конкретно средств тратится, ответить не смогла.
Всего же, по данным УФМС, за 6 месяцев 2010 года из страны было депортировано только 44 человека ( 14 человек за половину 2009-го), а 737 человек выдворено по решению суда ( 450 человек в 2009). Кроме того, было обнаружено 6156 человек иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ.
Здесь, впрочем, как честно признала чуть позже сама Дунаева, есть проблемы и у самого УФМС. Речь идет о пребывании мигрантов в центре для иностранцев, подлежащих отправке домой. Он рассчитан на 200 мест, но около 30 человек живут там уже свыше 9 месяцев, а «некоторые, особо грамотные, придумывают, пообщавшись с коллегами, и особые способы продления пребывания».
Дело в том, что многие гастарбайтеры , которые по решению суда подлежат выдворению, не имеют при себе документов, или специально где-нибудь их «теряют». Документ , удостоверяющий их личность, выдается им с их же собственных слов, а потом нередко в ходе суда они полностью меняют сведения о себе , и дело приходится начинать сначала.
В УФМС очень бы хотели официально сократить сроки пребывания в центре до 2-х месяцев. Готовы пойти на это и правоохранительные органы, они согласны, по словам Дунаевой, содействовать сокращению срока установления личности, чтобы процесс депортации занимал не более 2-3 месяцев, о чем и говорили на совещании с работниками УФМС 30 июня.
Светлана Коваленко, "Фонтанка.ру"