Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Михаил Осеевский: взрослые люди не разочаровываются

Михаил Осеевский: взрослые люди не разочаровываются

708

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский работает в команде нынешнего губернатора с первых дней. Сделав успешную карьеру в бизнесе, семь лет назад он пришел руководить финансовым блоком правительства города, имея весьма общие представления о государственной службе. На днях, после ухода с поста вице-губернатора – руководителя администрации Александра Вахмистрова, полномочия Осеевского были расширены, а на заседаниях правительства он пересел на другое место и оказался не по левую, а по правую руку от Валентины Матвиенко. Многое ли изменилось в его работе помимо этого, узнала «Фонтанка».

- Предложение стать руководителем администрации – из разряда тех, «от которого не могли отказаться», или Вы готовы были занять этот пост?

-В Смольном есть костяк людей, которые работают с губернатором на протяжении семи лет. И то, что удалось сделать, удалось благодаря совокупным усилиям всех. Поэтому для нас сегодня не очень принципиально, какие акценты делаются, и какой спектр полномочий у каждого из нас есть. Если говорить об администрации губернатора, то почему-то существует какое-то гипертрофированное представление о сверхмощности и сверхвлиянии подразделения. Это такой же орган власти, как и все прочие. У него есть круг задач, и человек, которому он подчиняется, должен обеспечивать его функционирование. Единственный нюанс заключается в том, что по Уставу в отсутствие губернатора его замещает руководитель администрации.

Есть несколько критериев, связанных с работой в этой должности. Администрацию губернатора должен возглавлять человек, который имеет опыт работы в Смольном и представление о том, как устроена эта махина, и как работают ЗакС, Уставный суд и другие органы власти. Это должен быть, несомненно, человек, которому доверяет губернатор. И в связи с этим выбор у Валентины Матвиенко, притом что он есть всегда, был не очень большой. Выбрать руководителя администрации можно было всего из нескольких вице-губернаторов. Юрий Молчанов возглавил транспортный блок, так как решено серьезно заниматься дорогами. А я больше других общаюсь с ЗакСом.

- Что из результатов Вашей прошлой деятельности в ранге финансового вице-губернатора Вы могли бы назвать своим достижением? Есть ли они вообще?

-Не думаю. Я убежден: как только человек говорит, что он что-то сделал хорошо – это дурной сигнал. Конечно, какие-то вещи, можно сказать, были сделаны правильно. Например, губернатору и правительству удалось выстроить жесткую финансовую политику и избавиться от госдолга. А то, что мы сейчас наблюдаем в мире, подтверждает, что жить надо по средствам. Мы все предыдущие годы придерживались этой политики. Несомненно, правильно была выбрана либеральная политика на привлечение частного капитала.

- В 2003 году Вы пришли на работу в Смольный из бизнеса. И считается, что у Михаила Осеевского в связи с этим все хорошо и трудится он не ради зарплаты госслужащего. Когда стало известно о последних кадровых изменениях, возник естественный вопрос о ваших амбициях.

- Если мужчина не амбициозен, это признак ненормальности. Если человек состоялся в чем-то, то у него остаются профессиональные интересы. И для госслужбы это основной приоритет. В правительстве работают амбициозные люди, которые хотят что-то сделать, что-то изменить.

- За годы работы в Смольном Ваши представления о госслужбе сильно изменились? Были разочарования?

- Поскольку представления не было, то оно и формировалось в процессе работы. Что касается разочарований - взрослые люди не должны разочаровываться.

- За последние семь лет в городе увеличилось присутствие бизнеса, однако, согласно исследованиям, по условиям ведения бизнеса Петербург находится далеко не на первом месте в стране. Насколько справедливы эти исследования? Как Вы их оцениваете?

- Как мотивацию к действию. Отчасти они справедливы. Но, с другой стороны, то, что касается условий для регистраций – это федеральная норма, а не ответственность региональных властей. Очень серьезной является другая проблема – сроки и получение документации на строительство. Тут архиважно сделать процедуру открытой и прозрачной. И электронизация – важный инструмент.

- Одно из изменений, вступающих в силу с 1 июля, – размещение по всей стране госзаказа через 4 электронные площадки.

- Пока для федеральных органов. Мы должны будем перейти на эту систему с 1 января.

- Сбербанк сделает специальную площадку для Петербурга…

- Мы подписали соглашение и будем взаимодействовать. Ведется техническая работа по интеграции программного комплекса, поскольку часть электронной системы напрямую связана с казначейством. 1 ноября должны перейти в тестовый режим, чтобы с 1 января будущего года система работала.

- Рейдерство в Петербурге побеждено?

- В том числе благодаря вашим усилиям… На самом деле. Я не лукавлю. Открытость и появление информации для общества – самый главный инструмент в этой борьбе. Даже когда уже не было преступных посягательств на бизнес и люди приходили только со спорами, я советовал самый лучший способ прекратить этот процесс – сделать его открытым и публичным. И говорил: «Идите к журналистам, и прямо им все расскажите».

- Какие угрозы есть для бизнеса сейчас?

- Бизнес - вещь не для трусов. Это непрерывная атака. Либо атакуешь ты, либо тебя. Нужно думать, какие риски появятся завтра. Сейчас внутри страны обстановка достаточно благоприятна. Но общемировая ситуация непростая. Много стран накопило колоссальный госдолг, начиная с США. Несмотря на то, что идет успешно реструктуризация, их меньше не станет. А попытки сокращения дефицита уже привели к протестам населения. Если произойдет неисполнение обязательств, это скажется на банках и, возможно, повлечет вторую волну кризиса.

- То есть, у Вас нет оптимизма по поводу будущего?

- Я провидцев вообще не встречал. Поэтому сказать, что будет, не могу. Риски – это риски, оценить вероятность никто не возьмется. Но думать об этом надо.

- А какие риски в работе чиновника?

- Деятельность чиновника связана с принятием серьезных решений. Но они взвешиваются и принимаются коллегиально. Поэтому драйва от единоличного принятия решения в этой работе нет.

- Обычно работа в новой должности начинается с переезда в новый кабинет и смены штата сотрудников. Вы, видимо, переезжать не собираетесь…

- А зачем? (Ответив, Михаил Осеевский оглядел просторный отремонтированный кабинет. – Ред.)

- Что касается сотрудников администрации губернатора?

- Машина работает, люди профессиональные, с опытом. Не надо ничего менять, чтобы не испортить.

- Чем администрация губернатора под Вашим руководством будет отличаться от ее функционирования под началом Ваших предшественников? (Виктора Лобко и Александра Вахмистрова. – Ред. )

- Вся система государственной службы консервативна по своей природе. Она жестко регламентирована. И понятно почему – она не может допускать серьезных ошибок. Самой консервативной является администрация губернатора, так как она структурно обеспечивает деятельность всех органов власти. И взаимодействие не только с исполнительной, но и с федеральной, законодательной, местной и судебной властью. Здесь нужно следовать принципам врача – не навредить. Потому что это машина, которая работает каждый день, и если она остановится хотя бы на полдня, последствия этого приобретут фатальный характер. Но это не значит, что она не должна трансформироваться и реформироваться. Она должна эволюционировать. И мои коллеги, с которыми мы вместе работали, в администрацию губернатора – и Виктор Николаевич, и Александр Иванович - привнесли что-то свое.

- Какие основные задачи Вы ставите перед собой?

- Я бы выделил два приоритета - продолжение административной реформы и переход на электронный документооборот. Первое - это не только требование федерального правительства, но и необходимость, связанная со вторым приоритетом. Нужно четко прописать административные регламенты. Потому что только на их основе мы можем заняться решением второй задачи. А это сложно, так как создание регламентов – рутинная работа. В итоге мы должны прийти к электронизации всего документооборота и переходу в виртуальное пространство. Это касается и создания законченной системы взаимодействия с обществом, с гражданами. Сейчас у нас есть отдельные элементы – МФЦ, но нужно идти дальше. Для того чтобы гражданин мог по ряду проблем работать исключительно через Интернет.

- Когда должно быть создано электронное правительство? Ранее называлась дата - 1 июля текущего года.

- Так скоро это не могло осуществиться, так как для того, чтобы внедрить программы, сначала должен появиться документ, имеющий серьезный статус, который описывал бы, как весь этот аппаратно- программный комплекс работает. Там есть много юридических вопросов. Так, мы должны определиться, какие документы подписываются электронной цифровой подписью, какие не подписываются, чтобы иметь определенность на случай судебного прецедента.

- Есть шанс, что через несколько лет эта система появится?

- Мы двигаемся в этом направлении. Некоторые элементы уже внедрены в ряде районов и комитетов и проходят тестирование.

- Что Вам ближе – выполнение конкретных поручений или решение политических задач?

- И то, и другое. У нас сложный парламент, четырехфракционный. Мы много общаемся с партиями и фракциями. И заинтересованы, поскольку мы - правительство большинства - в эффективном взаимодействии и с большинством, и со всеми остальными.

- Вы член партии?

- Я член КПСС с 1981 года. В институте я много ездил в стройотряды, вот и вступил.

- А из нынешних партий какие Вам симпатичны?

- Все мы, в первую очередь, менеджеры. Но поддерживаем политику большинства.

- Вы также на новой должности будете курировать МСУ. Последнее время обсуждается инициатива по объединению муниципалитетов и сокращению их аппаратов.

- К переменам нужно относиться аккуратно. Прежде чем что-то объединять, надо понять, что от этого принципиально изменится. Есть простой ответ – сократятся расходы на МСУ. Но для нас важнее, чтобы повысилось качество. Поэтому я не являюсь сторонником революционных изменений.

- В Ваши новые полномочия также входит курирование кадровых перестановок. В прошлом году серьезных кадровых решений было 18, а вместе с произошедшими в этом году и того больше…

- Это естественный процесс и происходит не потому, что их много или мало. А оттого, что есть понимание - нужно влить свежую кровь.

- По Вашему мнению, где нужно вливать свежую кровь?

- Это процесс непрерывный. Но на данный момент никаких новых изменений не будет.

- Известно, что Вы один из очень немногих чиновников, у кого есть страница в "ВКонтакте". Вы активно пользуетесь социальной сетью или это дань моде?

- Пользовался. Мне это нравилось, но сейчас появилось много спама, сеть активно коммерциализируется. И я перестаю пользоваться этим инструментом. Нужно что-то новое.

- Кем Вы видите себя в будущем?

- Мы договорились с Валентиной Ивановной, что работаем до окончания ее губернаторского срока, который закончится в следующем году. Думать заранее, что будет потом, бессмысленно. Сейчас у меня есть задача, а что будет через год, поживем-увидим.

Беседовали Александр Горшков и Александра Медведева
"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях