Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа поставил точку в споре двух крупных сетей строительных гипермаркетов - “Метрики” и “Касторамы”. Апелляционная инстанция отказала “Кастораме”, желающей взыскать с конкурента 15 миллионов рублей в качестве компенсации ущерба за использование чужих авторских прав.
29 июня 2010 года Федеральный арбитраж оставил в силе решение 13-го апелляционного суда и не взыскал с “Метрики” в пользу “Касторамы” денежные средства. Суд, как стало известно “Фонтанке”, счел недоказанными ни сумму компенсации, ни период нарушения авторских прав. В “Метрике” решение суда сочли справедливым. Сторона истца пока от комментариев по этому делу воздерживается.
Спор двух крупных игроков на рынке стройматериалов разгорелся несколько лет назад. В 2006-м в магазинах “Касторама” появились плакаты, рассказывающие покупателям о том, как правильно выбирать тот или иной товар. Дизайн и текст плакатов по обустройству дома был разработан по заказу ООО “Касторама РУС”.
Спустя некоторое время менеджеры сети узнали, что похожие плакаты у себя в магазинах повесила и “Метрика”. “Касторама” заказала экспертизу в Петербургском союзе дизайнеров, которая подтвердила - баннеры “Метрики” несут в себе заимствования творческой мысли конкурентов.
“Касторама РУС” обратилась с заявлением о нарушении конкуренции в петербургское Управление федеральной антимонопольной службы, которая в марте 2008-го вынесла постановление о взыскании с компании “Стройформат” (управляющей сетью “Метрика”) штрафа в размере 100 тысяч рублей. УФАС также заставило сеть снять спорные плакаты.
“Стройформат” попытался оспорить постановление в суде. Однако все инстанции единодушно отказали компании.
Однако “Касторама” на этом решила не останавливаться и год назад, в июне 2009-го, подала в суд на “Метрику” с требованием взыскать с оппонентов 15 миллионов 528 тысяч 392 рубля. Фирма в суде заверяла, что в такую сумму она оценивает ущерб, который ей нанес плагиат конкурента. Однако в суде структура не смогла объяснить, в чем именно заключается ущерб, и в чем же выразились ее потери из-за нарушения авторских прав.
Специалисты по защите авторских прав считают, что у “Касторамы” был шанс взыскать с “Метрики” средства, но истцы пошли не тем путем. “В данном случае была объективная сложность доказать, что размещение баннеров в “Метрике” принесло “Кастораме” ущерб. Например, практически невозможно привести объективные данные того, что из-за этого “Касторама” потеряла какую-то часть покупателей, - комментируют юристы. - Вероятно, суд можно было бы убедить, затребовав не возмещение ущерба, а компенсацию именно за нарушение авторских прав. Это некий моральный ущерб, который понесла сеть магазинов”.
Напомним, что подобные скандалы в Петербурге не редкость. Однако, как правило, конкуренты копируют друг у друга идеи, слоганы, а не полностью готовый материал.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»