Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Театры Cirque du Soleil в Петербурге: Красиво жить не запретишь (фото)

Cirque du Soleil в Петербурге: Красиво жить не запретишь (фото)

1 790

К нам приехал знаменитый «Цирк Солнца» – взошел зарей над городом, согревая сердца счастливых обладателей недешевых билетов. В некотором смысле это событие можно считать окончательной победой культурной глобализации над петербургским провинциализмом.

Cirque du Soleil возник во франкоязычной части Канады более 25-ти лет назад – в 1984 году – как смелая авантюра трех друзей: Ги Лалиберте, Даниэля Готье и Жиля Сте-Круа, поддержанная грантом правительства Квебека. Мотором проекта был Лалиберте, с юных лет обожавший цирк (бросив колледж, подрабатывал уличным «глотателем огня»): он и ныне остается руководителем проекта, превратившегося в разветвленную корпорацию. К звездам пробирались через тернии. Неоднократно оказывались на грани банкротства. Со своеобразной гордостью в скрижалях своей истории пиарщики «Цирка Солнца» упоминают черный 1986-й, когда мсье Сте-Круа в костюме обезьяны собирал деньги для покрытия долга предприятия на улицах Торонто с протянутой рукой. Те времена давно остались в прошлом: ныне «дю Солей» называют одной из трех главных статей канадского экспорта, наряду с хоккеем и кленовым сиропом. Ежегодный доход «солнечного цирка» составляет немногим менее миллиарда долларов, центральный офис в Монреале оброс десятком филиалов по всему миру, разъездные шапито колесят по странам и континентам, а представления неизменно вызывают фурор и аншлаги. Господин Лалиберте так преуспел, что смог достать до звезд, в самом буквальном смысле, став одним из немногих космических туристов.



Разумеется, Cirque du Soleil – это не только история коммерческого успеха из поучительной серии «Кто хочет стать миллионером?». Это пример умного и кропотливого синтеза достижений разных цирковых школ – в том числе, и советской (Лалиберте стажировался в цирке Никулина, сотрудничал с Вячеславом Полуниным). Цирк в практике «дю Солей» приближается к театру: активно используется наследие итальянской масочной комедии, представлениям придается сюжетная структура, между номерами практически нет хронологических лакун. Зато есть мизансцены, выстраиваемые по театральным законам, – важен не столько номер, исполняемый тем или иным артистом, сколько общая картинка, ее впечатляющая красочность, внутренняя гармония, слаженность многолюдной массовки. На этом пути Cirque du Soleil оставил позади и традиционный цирк, и традиционный театр, обогнал крупнобюджетные бродвейские шоу и может встретить конкуренцию разве что со стороны концертов топовых эстрадных звезд вроде Мадонны. Надо заметить, что и для мирового цирка, и для мирового театра «дю Солей» оказался серьезным вызовом: по его поводу много ворчат, его много критикуют, но волей-неволей вынуждены с ним сверяться и на него ориентироваться.



Большинство российских зрителей прежде были знакомы с Cirque du Soleil «чисто теоретически» – в лучшем случае, по видеозаписи. Первые российские гастроли состоялись прошлой осенью в Москве – с программой «Varekai», а в этом году канадские гости прежде направились в Петербург и именно здесь устроили европейскую премьеру шоу «Corteo». Поговаривают, что подобное предпочтение оказано Северной столице из-за режима наибольшего благоприятствования, предоставленного городским правительством. Циркачам помогли преодолеть бюрократические препоны, и вот теперь гастролеры рассматривают возможность открытия в Петербурге стационарного «дюсолейского» филиала. Пока что на углу Бассейной улицы и проспекта Юрия Гагарина, в непосредственной близости от СКК, возник гигантский белый шатер, скрывающий под своими башенками целый мини-городок, напичканный машинерией. В центре городка – величественная арена и вместительный зрительный зал (2600 мест).



На гала-премьере его заполнили «випы», демократично перемешанные организаторами с журналистской братией и простыми обладателями билетов. Председатель Комитета по культуре Антон Губанков явился с семьей, худрук Театра эстрады Юрий Гальцев в одиночку. Незаметно стоял в уголочке Юрий Шевчук, специально отлучившийся с фестиваля «Окна открой!», проходившего по соседству. Смущенно улыбался артист Сергей Селин (он же любимый народом Дукалис из сериала про ментов): малолетние дети показывали на него пальчиками и флажками и заливисто хохотали. Актер и шоумен Сергей Рост в пижонской красной шляпе, остановившись перекурить, громко выражал надежду, что в шоу будет вода, так как он «любит, когда ныряют».



Ожидания Сергея Роста оказались обмануты: ни воды, ни огня, ни других бушующих стихий в программе «Corteo» (режиссер – швейцарец Даниэле Финци Паска) не обнаружилось. Шоу, премьера которого в Канаде состоялась аж в далеком 2005-м, представляет собой калейдоскоп ярких массовых сцен – сколь впечатляющих, столь и умиротворяющих. «Corteo» можно смотреть любому – от мала до велика, вне зависимости от крепости нервов, эстетических пристрастий и интеллектуального развития.

Эстетам сначала подбрасывается лакомая косточка: мол, главный герой спектакля помер, и дальнейшее – посмертные видения (отсюда и название шоу, намекающее на похоронный кортеж). Но невеселой похоронной тематике отдается пренебрежимо малая дань: под куполом порхают симпатичные ангелы, они обучают летать новобранца (интермедия в жанре воздушной эквилибристики). Размышления о вечном призван навевать и номер акробата с лестницей, пытающегося «дотянуться до небес» и в конце концов преуспевающего. В остальном перед зрителем разворачивается беспечальная феерия под живую вокально-инструментальную музыку с примесью цыганщины (этот репертуар действует безотказно) — музыка, кстати, оригинальная, сочиняется специально для каждого шоу. Эквилибристки выделывают па на раскачивающихся под куполом люстрах, батутисты прыгают на огромных кроватях, жонглеры перебрасываются булавами, множество гимнастов одновременно перелетают с перекладины на перекладину, акробаты подкидывают друг друга в воздух.

Полуобнаженные юноши красиво вертятся в обручах. Одетая на восточный манер девушка красиво дефилирует на самой верхотуре, двигаясь по канату, балансируя веером, одновременно разбрасывая конфетти и даже раскручивая на талии хулахупы.

Есть эксклюзивный номер с музицирующими клоунами. Имеется потеха для самых маленьких: очаровательные коник и лошадка (внутри спрятались артисты), цокающие прямо по зрительному залу, носящиеся по арене ботиночки и сапожки, словно сбежавшие от хозяев (такие чудеса техники), карлица, привязанная к надутым гелием шарам, порхающая над публикой и пронзительно умоляющая подтолкнуть, с акцентом сетуя по-русски: «Мало каши ели».



В этом цирке не пахнет опилками и лошадиным потом – тут пахнет хорошей вентиляцией и какими-то дорогими духами (возможно, впрочем, виной моя соседка). Тут царствует комфорт, обеспечиваемый предупредительными юными капельдинершами. И господствует победительная, ничем не сдерживаемая красота: свет, костюмы, реквизит – всё складывается в упоительные, сочные картины, словно из детского сна. Пиршество для глаз и ушей, напоминающее витрину шикарной кондитерской. А чего тут нет? Нету хоть сколь-нибудь стоящего смысла, который пронизал и укрепил бы шоу, превратив его в спектакль. Нету ни одного головокружительного по сложности номера, какие порой встречаются в программах нашего Цирка на Фонтанке. Впрочем, публика, кажется, покупает семитысячные билеты не ради смысла и сложности, а именно ради того, чтобы ей «сделали красиво», устроили роскошный праздник. И оказывается довольна: в финале шоу зал единодушно встал и устроил артистам овацию. Может быть, сценическая феерия по последнему слову техники – это не так уж и мало. Наверное. Честно говоря, автору настоящих строк все эти мысли пришли в голову позже. А когда все встали – я тоже встал.



Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»

Фото: Ксения Потеева.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях