Совет Федерации одобрил президентский закон о противодействии рейдерству, в рамках которого вносятся изменения в уголовный и уголовно-процессуальный законы России. Согласно задумке первого лица государства, поправки будут способствовать тому, что захваты имущества можно будет предотвратить на начальном этапе. Но гладко, как считают эксперты, получается только на бумаге.
Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ». Пресс-службы верхней палаты парламента заявляет, что эти изменения позволят привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах рейдерского захвата. Именно для достижения этой цели УК РФ будет дополнен статьями, предусматривающими наступление ответственности:
за внесение в единые государственные реестры и реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений,
за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены такие изменения.
за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.
за фальсификацию решений общего собрания акционеров и участников хозяйственного общества, а также решений его совета директоров либо наблюдательного совета.
Рассматриваемые преступления отнесены к подследственности Следственного комитета при Прокуратуре России.
Из закона следует, что за участие в попытке рейдерского захвата предусмотрено два вида наказания: штраф и тюремное заключение. Например, за фальсификацию ЕГРЮЛа или реестра владельцев ценных бумаг планируется установить штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, либо лишать свободы на срок до двух лет. Внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений будет «стоить» захватчику до 300 тысяч рублей либо два года лишения свободы. Аналогичное наказание законопроект предусматривает и за фальсификацию решения общего собрания акционеров или решения совета директоров общества. Принуждение акционера проголосовать определенным образом либо, наоборот, отказаться от голосования повлечет за собой лишение свободы на срок до пяти лет.
Правда юристы, «съевшие собаку» на рейдерских делах, полагают, что закон несколько припозднился.
«Новелла позитивна, и это очевидно. Как утверждение «вода мокрая» для страждущих. Минус в том, что эти изменения опоздали на 10 лет и для более успешной борьбы с рейдерством не нужны. Имеющейся в настоящий момент законодательной базы более чем достаточно, - прокомментировал «Фонтанке» старший партнер юридической компании Pen & Paper Константин Добрынин. - Проблема-то в другом – в чудовищной коррумпированности правоохранительных органов и их полной некомпетентности и неумении работать с правом. Сам президент Медведев серьезно озаботился этими краеугольными проблемами. Однако определенная часть предложений, на мой взгляд, осталась непроработанной».
По мнению юриста, намного более существенно то, что указанные поправки не предусматривают ответственности сотрудников осуществляющих регистрацию юридических лиц органов за внесение тех самых заведомо недостоверных сведений в реестры. Тем не менее, достаточно большое количество рейдерских захватов было произведено именно с помощью сотрудников таких органов\организаций, а никак не с использованием подложных документов, подаваемых официально.
«Можно еще наукоемко порассуждать о неоднозначности формулировки ст.185.5 и прочем, а в целом же, по моему мнению, данные поправки никоим образом не решают существующую проблему, она лишь установила наказание тем лицам, которые являются новичками на данном рынке, а потому принесут заведомо «нарисованные» бумаги», - резюмировал Добрынин.
Замдиректора АЖУР Евгений Вышенков, который первым в Петербурге стал писать и анализировать «рейдерство» и вовсе считает, что закон больше забюрократизирует работу по противодействию:
«Вместо правил — ссылки, вместо текста — библиография. С нашим правом так же все формально прекрасно, как в свое время было со сталинской конституцией. Может решиться, все таки, да и попробовать — встать органам на защиту собственника? Правда, в таком случае, им за это ничего не будет».
Татьяна Востроилова
«Фонтанка.ру»