Концерт американо-российской группы Red Elvises, состоявшийся в «ГлавClub», собрал массу разношерстной публики, которая выразила самый широкий спектр чувств – от полного восторга до полного отторжения. «Элвисы», в свою очередь, удивили экстравагантным шоу.
Шоу группы объединило массу стереотипов русской фольклорной тематики – не было, пожалуй, только балалайки, вполне ожидаемой и даже, кажется, заявленной в анонсах концертов, и медведя в кокошнике. А были и цыганочка с выходом, и стриптиз с баяном в исполнении клавишницы группы Елены Шеманковой, и красный рушник на бас-гитаре Гелианы Михайловой, и облик типичного «гопника с района» у талантливого ударника Сергея Калинина. Отцы-основатели группы Игорь Юзов и Олег Бернов выглядели, в свою очередь, как наши соотечественники тех времен, когда Россия ассоциировалась у иностранцев со словами «Vodka – Perestrojka – Glasnost».
Следует напомнить, что группа была создана в 1995 году в Калифорнии – и первоначально существовала как уличная банда, зарабатывающая на русско-одесской экзотике. Отсюда нарочитый английский акцент, когда участники говорят по-русски, а по-английски они поют с очевидной примесью одесского говорка. При этом все музыканты – профессионалы, работающие с полной отдачей.
На концерте особенным вниманием пользовалась клавишница Елена Шеманкова – о, она очень старалась, чисто и энергично ведя свою партию и одновременно исполняя то танец живота, то цыганский танец. Поет Елена Шеманкова пронзительным «детским» голосом, который требует виртуозного владения вокальной техникой. А кроме того, у девушки прекрасная пластика и недурная фигура, удачно подчеркнутая красным платьем смелого покроя. Словом, девушка пела, танцевала, играла на клавишах или на баяне – и всё это с ослепительной улыбкой. Разумеется, огромная часть внимания аудитории отвлекалась на нее – в том числе и от музыки. Для многих отвлекшихся было бы откровением узнать, что Елена Шеманкова – прекрасная джазовая пианистка, лауреат многих фестивалей.
Взаимодействие со зрителями у группы отлажено долгим концертным опытом. Публика мгновенно и щедро реагировала на жесты Бернова или Юзова: изображала старт космического корабля в песне про космонавта Петрова, показывала свои «чистые честные руки»... Но такое ощущение, что связь работала только в одну сторону – со сцены в зал. Зал на сцену не влиял совершенно. Отчего вполне самоотверженная работа музыкантов походила на выступление в цирке, а не на концерт в прямом смысле этого слова. Red Elvises выглядели как фальшивые елочные игрушки: блестят вроде так же, а радости не излучают.
В какой-то момент безотчетное чувство зрительской неудовлетворенности сменилось пониманием: шли-то на тех умных и тонких музыкантов, которые элегантно, с максимальной долей здорового стеба сделали саундтрек к «Шестиструнному самураю». А получили обыкновенный – ну пусть очень качественный – но кич, «рок-н-ролл с Брайтон-Бич»: зашкаливающее количество штампов и прилипчивые, как у шарманки, мелодии. Впрочем, поклонники творчества группы давно предупреждали в сети, что со времен последнего альбома «Drinking With Jesus» (2008) «Элвисы» сильно сместились от уже исследованных сёрф-рока, фанка и диско в сторону разухабистого паб-рока с ярко выраженными лубочными мотивами. Впрочем, тот, кто пришел выпить пива, потанцевать с подругой и как-нибудь повеселиться, – получил всё, за чем шел.
Ленка Виноградова
«Фонтанка.ру»
Фото: myspace.com.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»