Дмитрий Медведев появился на официальном открытии ПЭФа с получасовым опозданием, и его речь собравшихся не поразила - даже появилось ощущение, что спичрайтеры Кремля лишь слегка отредактировали прошлогодний текст. Корреспонденты "Фонтанки" слушали выступление президента страны и сравнивали его с тем, что он заявлял на прошлогоднем форуме.
По традиции, официальное открытие XIV ПЭФа несколько задержалось. Организаторы дали возможность вип-гостям не только занять места в зале, но и обсудить насущные дела. На удивление, в этот раз в ожидании выступления президента РФ гости были крайне серьезны. Вице-премьер Игорь Шувалов сосредоточенно и задумчиво читал бумаги, полпред в СЗФО Илья Клебанов, севший рука об руку с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, что-то шептал ей на ухо. По всей вероятности, они обсуждали в очередной раз поднятую полпредом тему объединения Петербурга и Ленобласти.
Дмитрий Медведев появился с получасовым опозданием, и его речь собравшихся не поразила. В начале даже появилось ощущение, что спичрайтеры Кремля лишь слегка отредактировали прошлогодний текст. Позже стало понятно, что кое-что им пришлось вычеркнуть вовсе.
Президент не стал утомлять присутствующих долгими разговорами, - выступление на этот раз продлилось чуть больше получаса (в прошлом году - час).
Если в прошлом году он начал с угроз мирового экономического кризиса, то в этом говорил об итогах глобального спада. На фоне классических видов Петергофа, спроецированных на экранах зала, Медведев открыл свою речь фразой: "Мы изменились! И будем меняться дальше".
Изменения, по его словам, прежде всего связаны с рухнувшими титанами бизнеса и лопнувшими пузырями сырьевой экономики. "Либерализм сменился протекционизмом", а "гибкость и адаптивность стали популярнее предсказуемости и стабильности", сказал Медведев.
Гибким, по заверениям президента, готово стать и государство: некоторые законы, подписанные им в последнее время, должны оказать благотворное воздействие на развитие экономики. Прежде всего, Медведев напомнил, что смягчил уголовный кодекс для предпринимателей (в частности, ограничены возможности ареста предпринимателей при расследовании экономических преступлений). Президент отметил, что планирует вносить дальнейшие изменения в законодательство, чтобы минимизировать риски для бизнеса.
Также Медведев подчеркнул, что государство ограничивает свое участие в экономике в качестве бизнесмена - при помощи сокращения стратегических госпредприятий в 5 раз. «Государство не должно само рвать яблоки с дерева экономики, но оно должно помогать бизнесу выращивать яблоневый сад», - образно выразился президент.
В качестве подкормки для «сада» бизнесмены получат, как пообещал глава государства налоговые льготы. Сообщение о том, что с 2011 года будет полностью отменен налог на прирост капитала при осуществлении долгосрочных прямых инвестиций, вызвало в зале продолжительную овацию. На дальнейшее выступление аудитория реагировала вяло.
Вероятно, и потому, что слова о необходимости инноваций, привлечения высококвалифицированных кадров, перехода к информационному обществу, необходимости достижения инвестиционного бума высокому пэфовскому собранию были памятны с прошлого форума.
Простым россиянам Медведев тоже посулил блага, пообещав в этом году самую низкую за 20 лет инфляцию - в 6%, правда, "если темпы, установившиеся с начала года, удастся удержать". Менее оптимистичен он был в оценке роста отечественной экономики - за 5 месяцев этого года она выросла на 5%, в то время, "как другие страны демонстрируют лучшие темпы". Мимоходом заверив, что и бюджетный дефицит будет только уменьшаться до 3% в 2012 году, Медведев обрадовал: проблем с суверенным долгом у страны нет, объем ее золотовалютных ресурсов - аж 458 млрд рублей, что выше, чем на конец 2008 года.
Если в прошлом году Медведев говорил о роли рубля как новой мировой резервной валюты, то на ПЭФ-2010 он вышел с менее масштабным планом, ограничившись идеей необходимости создания в Москве нового финансового центра, расчеты на площадке которого будут осуществляться в рублях.
Обошел своим вниманием глава государства вопрос, который в прошлом году был одним из ключевых. Он не говорил о нефти. Зато подчеркнул, что Россия в построении инновационной экономики планирует делать упор на энергосберегающих технологиях и атомной энергетике.
На протяжении всего выступления Медведев на разу не пошутил, а оставался строг. Расслабиться глава государства позволил себе только в рамках панельной дискуссии, которая стартовала сразу за его речью. Во время пауз он даже успел обменяться приветственными жестами с вице-премьером Алексеем Кудриным, который в ответ на взмах руки Медведева взял под козырек.
Уже подводя итог всему вышесказанному, президент заявил, что он смотрит на будущее мировой экономики оптимистично и уже видит свет в конце тоннеля.
Мария Могилевская, Светлана Коваленко, «Фонтанка.ру»