В комитете по транспорту вскрыты конверты с заявками участников конкурса на право перевозки пассажиров в 2011-2015 годах. По 99 лотам из 138 таковых обнаружено не было, а на остальные 39 претендуют 19 перевозчиков — исключительно представители малого бизнеса. Представители «большой тройки» - «Питеравто», «Третий парк» и ПТК — в конкурсе на условиях Смольного участвовать отказались.
Лишь один перевозчик из тех, кто всё же пожелал перевозить петербуржцев с 2011 по 2015 годы, сейчас имеет договор с комитетом по транспорту — это ЗАО «Такси-2». Кроме того, в числе участников конкурса значится и ООО «Барс», а в число официальных городских перевозчиков уже 5 лет входит одноимённая компания с иной формой собственности — ЗАО «Барс». По словам участников рынка, это одна и та же компания.
Названия остальных экспертам не говорят почти ничего. Интересно, что желание поучаствовать в разделе петербургского «транспортного пирога» выразили иногородние структуры: среди претендентов значится ООО «Ярославская транспортная компания». А название «Автолайн» хорошо известно в Москве и Подмосковье, где этот перевозчик работает уже более 5 лет (в Петербурге заявку подало ООО «Автолайн»).
Напомним, конкурс на право пассажирских перевозок в 2011-2015 годах был объявлен комитетом по транспорту 30 апреля. В соответствии с его условиями, с городских улиц через полгода исчезнут маршрутные «Газели». Их должны заменить низкопольные автобусы большой вместимости (не менее 23 пассажиров) не старше 7 лет и соответствующие экологическому стандарту не ниже Евро-2 (а в идеале Евро-3). В то же время, Смольный может в любой момент разорвать контракт с не устраивающим его перевозчиком. Например, если последний слишком часто попадает в ДТП. Участники рынка заявили, что их не устраивают требования к возрасту техники, а также разделение маршрутов по лотам, - по данным компаний, они были сформированы нелогично.
«Питеравто», «Третий парк» и ПТК, как и ожидалось, в конкурсе решили не участвовать. Руководство этих компаний с самого начала было недовольно основными принципами проведения конкурса, прежде всего, полной неопределённостью с размером компенсаций перевозчикам из городского бюджета. Их не пугает даже то, что наиболее интересные лоты могут достаться конкурентам.
«Здесь нельзя применять слово «вкусные» маршруты, поскольку их просто не может быть в нынешней ситуации. Сейчас, когда уровень финансирования не определён, может оказаться, что будет выгоднее возить 5 раз в день 10 условных бабушек, чем носиться по городу в мыле, обслуживая сотни пассажиров. Это понятно всем, так что нам даже не нужны были никакие консультации с коллегами. Каждый принял собственное решение», - поясняет заместитель генерального директора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов.
Председатель Ассоциации независимых перевозчиков Василий Киселёв считает, что участвовать в конкурсе крупные перевозчики себе позволить просто не могут, поскольку сейчас неясна рентабельность бизнеса, и соответственно, банки просто не станут инвестировать в проект с непонятными финансовыми перспективами. В таких условиях он не исключает и самые неожиданные варианты.
«Предполагать можно всё, что угодно: и оптимистический вариант, и пессимистический. Если даже Смольный в конце концов объявит объём финансирования перевозчиков, то он может оказаться таким, что все крупные игроки тут же останутся банкротами. В данном случае им выгоднее будет просто продать весь свой парк и положить деньги в банк, благо что процентная ставка там сейчас больше, чем рентабельность нашего бизнеса», - подчёркивает он.
Теперь, как отмечают в комитете по транспорту, на неразыгранные лоты должен быть объявлен новый конкурс. Эксперты, а так же глава комтранса Александр Кадыров не исключают, что в итоги все маршруты (или большинство) могут достаться ГУП «Пассажиравтотранс».
Отметим, что туману на рынке в начале июня прибавили и депутаты ЗакСа, точнее, те из них, кто входит в комитет по законодательству. Они 11 июня подтвердили, что городские власти имеют право устанавливать единый тариф на всех маршрутах регулярных перевозок. Однако норму о том, что на всех перевозчиков распространяется обязанность обслуживать пассажиров с карточками и льготников предложили доработать. В противном случае (и если в бюджете не найдётся дополнительных 6-7 млрд рублей) тариф на перевозку одного пассажира может вырасти с 19 рублей до 24-25 рублей.
Напомним, что 103 городских маршрута комитет по транспорту на конкурс так и не выставил - они будут обслуживаться исключительно «Пассажиравтотрансом». Подведение итогов состоится до 26 июля 2010 года.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"
Ранее по теме: