Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни Мы видим рост сексуального насилия, мы видим педофилов. Но всех это устраивает!

Мы видим рост сексуального насилия, мы видим педофилов. Но всех это устраивает!

458

Вот у меня растет ребенок. И вот я вижу гламурное щебетание по телевизору в программах типа «Секс с Анфисой Чеховой». И это пошло, и доверия ведущая у меня не вызывает... Так кто же должен давать детям информацию, связанную с интимной жизнью человека? Школа, семья, улица, какие-то издания - СМИ? В то же время, представители религиозных кругов считают, что детей надо учить нравственности, и темы эти игнорировать. Короче, вопрос очень серьезный: надо этим заниматься или не надо.

Один из основополагающих законов, сформулированный Торричелли и Ломоносовым гласит «Природа не терпит пустоты». То есть, если предположить, что дети-подростки в этой информации не нуждаются, а я слышу такое подчас нелепое мнение: нас никто не учил - и ничего страшного, выросли - и не извращенцы, значит, как-то жизнь налаживается... Но! Все же - если этим не заниматься, значит дети будут отданы на произвол так называемой жизни. Одни будут получать информацию от нелепых гламурных девиц по ТВ. Другие - искаженные сведения улицы, со всей ее агрессией, шприцами и т.д. Третьи будут кусками выхватывать что-то из разговоров врослых. Поэтому мне кажется, вопросами полового воспитания заниматься надо. Но как?

К сожалению, в 1996 году государство в виде Министерства образования от этой темы категорически уклонилось. В те годы был объявлен тендер на лучшую программу по сексуальному воспитанию школьников. Зачем? Казалось бы, можно взять голландскую программу, которой пользуются многие европейские страны, американскую, какую угодно, да хоть японскую. Нет! И как раз вот что в некоторой степени испугало Министерство образования: взятые без учета ментальности и социальной среды чужеродные программы, пересаженные на нашу почву, да еще и отданные в руки не очень умных специалистов могли сослужить недобрую службу. Формированию такого мнения помог следующий факт: некие «энтузиасты-учителя» тогда, почитав "полторы голландских брошюры", стали приносить шести-семиклассникам в класс фаллоимитатор, ставили его на стол и говорили: «Итак, дети, начнем обучаться надеванию презерватива». Это было не только смешно, но нелепо, и в какой-то степени вредно. Дети, которые не подверглись постепенному системному обучению подобные вещи воспринимали как клубничку. И вот это, плюс давление религиозных кругов, привело Министерство образования к тому, что ни одна из программ, разработанных даже нашими сексологами, не была принята. Одну, кстати, представила и наша сексологическая организация.

Я все эти три программы видел, и авторы встречались. Все три программы были логичны, и принесли бы большую пользу хотя бы потому, что они предполагали ПОСТЕПЕННОЕ погружение в тему, начиная с курса бесед с маленькими детьми. В курсе речь шла о том, что есть в обществе мужчина и женщина, почему нужна семья, отношения внутри семьи, что есть эмоциональность, любовь, что такое ласка и т.д. И вот потом, после этого фундамента, у старшеклассников уже предполагались разговоры и о физиологии, и о контрацепции, и опасных заболеваниях, передающихся половым путем, которых следует избегать. Главное - вопросы эти уже были встроены в систему. К глубокому сожалению, в 96 году Министерство сказало, что школы у нас не готовы к этому, мы берем тайм-аут. И тайм-аут длится, увы, до сегодняшнего дня - 14 лет!

Благодаря этой тактике Министерства образования, мы получили такой вот затяжной эксперимент. И в настоящее время по опросам статистическим, которые проводились в Москве и Петербурге, выясняется следующее. На простейший, но очень важный вопрос: «А откуда дети и подростки черпают первичную информацию об отношениях», в основном, получен ответ: улица и сверстники.

А мы в прошлый раз касались темы, что первичная информация о сексе и отношениях откладывает глубочайший след на всей дальше взрослой жизни человека. Поэтому то, КАК вопрос этот будет донесен - крайне важно! Именно: что есть любовь, что есть отношения между мужчиной и женщиной, кто ведет себя как настоящий мужчина, что такое привлекательность, что такое интимные отношения, отчего рождаются дети, надо ли предохраняться, что такое СПИД, как противостоять действиям насильника, кто такие педофилы - целая куча тем, которые даже включают проблему безопасности. Поэтому первичная информация должна быть спокойная, адекватная, не шокирующая или пугающая, тем более - не пошлая. Ведь даже потом, если мы ее «переделаем», - след эмоциональный, и не только, останется у ребенка на всю жизнь!

И вот то, что статистика сегодня такая - настораживает. Но всех это устраивает! Значит, нас должно устраивать, что вообще у нас происходит в стране. А в стране происходят такие вещи, как выбрасывание младенцев и детей из окон, на помойки, мы видим рост сексуального насилия, мы видим педофилов, которых становится уже столько, судя по процессам, сколько уличных хулиганов. А многие педофильные действия скрываются и до суда не доходят вообще. Если нас вся эта ситуация устраивает, значит, должно все оставаться так, как сейчас есть. Если нас это не устраивает, то должна быть какая-то системная работа. Где? На мой взгляд - в школе.

Да, безусловно, с родителей снимать ответственность невозможно, и честно говоря, школа призвана в большей степени выдавать знания, и в меньшей - окультуривать и прививать какие-то качества! То, что это вопрос семьи, согласен. Но если мы посмотрим, сколько у нас семей неполных, если мы вспомним, сколько у нас алкоголиков, наркоманов, рецидивистов, если мы вспомним, сколько у нас взрослых, которые просто боятся и не знают КАК говорить с ребенком, то в школе все-таки у нас работают профессиональные учителя, и школа - это единственное социальное учреждение, которое, пусть не все дети в полном объеме, но проходят. Поэтому именно в школах должно идти такое воспитание. Ведь даже в серые советские годы, когда провозглашали лозунг «секса у нас нет», даже тогда были 12 часов у старшекласников под названием «Этика и психология семейной жизни». Пусть это было слабо, это было очень мало, но в том-то и парадокс, что этого сегодня и нет.

Следующий вопрос - кто просвещением таким должен заниматься? В свое время были жаркие дисскуссии: одни говорили - учителя, другие - пусть приходят врачи, третьи - еще что-то. Тогда так и получилось, что Министерство образования скрылось за тем, что учителя не годятся, а где взять столько специалистов.

Да, учитель и на мой взгляд заниматься подобного рода обучением не может. Не только потому, что у него нет знания. А потому, что учитель для ребенка - фигура «карающая» в некотором смысле: либо 5, либо 2, либо замечание в дневнике, либо «вызову родителей в школу». С таким человеком, даже очень хорошим, доверительных отношений быть не может! А профессиональных сексологов-врачей в России порядка 50 человек, они 5 школ могут в лучшем случае охватить. Но есть совершенно другая история, о которой почему-то забывают. Уже 5, как минимум, лет в школах работают психологи. Да, зачастую это человек, который на ставку посещает 3 школы. Но эти люди с образованием, они понимают особенности психики и эмоций ребенка-подростка. Их организовать и обучить основам ничего не стоит, мероприятие это вполне реальное в пределах страны. И вот они-то и могут нести эти знания школьникам. Они, а не педагоги, потому что не ставят отметок, дети их не боятся, настороженно к ним не относятся. В то же время, они все-таки бывают в школах, знают атмосферу, знают, что происходит с детьми.

Вообще, у детей, конечно, есть возможность получить информацию, но разрозненно, в зависимости оттого, как кому из них повезет, и кто кого как направит. Да, кто-то может не спать ночами, мало ли, так в семье принято - смотреть ужасающую белиберду под названием «Секс с Анфисой Чеховой», которая скорее несет вред, когда там обсуждают совершенно не нужные и пугающие детей вещи. Другой ребенок может иметь продвинутых родителей, беседовать с ними, иметь дома литературу - ему повезло. Третий может посетить (у нас 2-3 в Петербурге консультации типа центра "Ювента") молодежные консультации, и там почерпнуть знания. Четвертые, боюсь, все узнают от своего старшего прыщавого дружка со всем его искаженным мировосприятием. Системы сегодня нет! А система все равно будет когда-то создана, и, думаю, при школах.

Надо только понимать, что система сексуального просвещения и обучения - это немножко не то, что подразумевают и чему пугаются взрослые. Многие из них думают, что недопустимо,если с моим ребенком начнут говорить таким языком, где будут слова: клитор, оргазм, эрекция, презерватив. Ведь для многих как бы к этому и сводится сексуальное просвещение, образование и воспитание. Но это не так! Научно разработанная система идет от понимания души, законов нашего эмоционального мира, к подготовке ребенка к тому, чтобы быть любимым, любить, испытывать нежность и ответственность. И это здорово! И это то, о чем мы говорили в прошлый раз, когда многих пугают сегодня не слова презерватив, а - любовь, нежность, и всякое такое. То, чего нам сегодня не хватает! Вот им нужно дать сначала как фундамент это, и потом спокойно на таком фоне переходить к тому, каким образом уберегаться от страшных заболеваний и каким образом, если уж безумная любовь, но вы не готовы быть ответственными родителями, предохраняться, и т.д.

В идеале в обществе на сей счет должны быть грамотны и родители, и учителя, и дети. Почему? Не будет возможных конфликтов и парадоксов. Приведу пример, одна преподавательница биологии дрожащим голосом как-то спросила меня: «А вы уверены, что при детях возможно произносить слово онанизм...» Она, конечно, не виновата, что с ней общество поступило так, как мы теперь с детьми своими. Вот произносить слова из трех букв - это, пожалуйста, допустимо в нашем обществе!

Другой пример: помню, когда-то, на заре юности для одаренных старшеклассников физматинтерна я проводил беседу. После мне рассказали, что одна девочка пришла домой, изложила рассказанное маме и в ответ получила пощечину. И вот я тогда задумался - своей информацией я принес этой девочке добро или зло. Почему? Потому что мама у нее другая. Поэтому в идеале, конечно, надо заняться детьми и подростками, и через 20-30 лет, когда вымрет предыдущее поколение, они будут грамотными. Но за это время случиться много всего ненужного и проблематичного. Поэтому, конечно же, сексуальное просвещение, обучение, воспитание детей ни в коем случае не должно проходить на необитаемом острове. И окружающие также должны нести такие знания.

Есть и другая позиция. Я с большим уважением отношусь к людям искренне верующим. И есть такая модная тема в религиозных кругах, чтобы вместо системы сексуального просвещения давать уроки воздержания. Тут я не могу взять в толк, во-первых, как, каким образом уроки такие проводить? Где аргументы? Где научный материал о воздержании? Хотя, безусловно, лучше, чтоб дети начинали свою сексуальную жизнь в 18, а не в 15. Другой вопрос: как проводить эти уроки? Кроме хихиканий и нездорового интереса к теме это ничего не даст.

Убежден - с детьми нужно говорить обязательно честно, учитывая возраст. И вот какие принципы сексуального просвещения, я могу отметить: честность, учет возраста - безусловно. Например, когда пятилетний мальчик спрашивает: откуда я появился - надо говорить честно - «из животика мамы». И необходимо понимать, что его в этот момент про оргазм и роль папы пока не интересует... И на каждом возрастном этапе ответ должен звучать в рамках возрастного интереса! Но если вы не честны: капуста, аисты, или из пробирки, а многие говорят и глупое «вырастешь - узнаешь», то он и будет спрашивать у того прыщавого. Поэтому честность - раз, учитывание возраста - два, и обязательно связывая все, что сопряжено с сексом, с чувствами, переживаниями, индивидуальным выбором. Так, ребенок должен уяснить, что сексом занимаются не с каждым, а все-таки с тем, к кому душа лежит, и объясняя, что такое и эмоции, и отношения, и любовь. Вот на фоне этого! И четвертый принцип: если рядом адекватно мыслящие в этом направлении взрослые - то расти и формироваться будет непременно здоровый нормальный ребенок, а потом подросток и, наконец, взрослый. Более того, убежден, что если бы система работала, то мы имели бы гораздо меньше а) несчастных людей в своей личной жизни, б) меньше гораздо сексуального насилия и в) чудовищных преступлений, типа педофилии. 100 процентов!!! Вот в этом смысл того, что мы все равно должны прийти к системе.

Лев Щеглов, доктор меднаук, профессор, сексолог

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях