С 1 июля в системе государственного заказа произойдут революционные изменения. О том, что ждет госзаказчиков и их поставщиков, "Фонтанке" рассказала экс-заместитель председателя комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле правительства Петербурга Ольга Ромашова. Беседа с ней состоялась до того, как было объявлено о реорганизации в ведомстве КЭРППиТ. Пока неизвестно, останется ли Ромашова в аппарате Смольного, и кто вместо нее займется управлением машиной горзаказа.
- Ольга Владимировна, с 1 июля 2010 года систему государственного заказа ждут существенные изменения. В чем они будут заключаться?
- С этого момента субъекты РФ будут обязаны применять новую процедуру при проведении электронных аукционов. Она предусматривает полный электронный оборот документов, включая подписание госконтракта в электронном виде. Эти изменения соответственно предполагают необходимость совершенствования информационного обеспечения системы госзаказа, в том числе и системы городского заказа Петербурга.
Власти Петербурга готовы выполнять требования закона. В качестве стратегического партнера для реализации задачи нашим регионом выбран Сбербанк, который является одним из пяти официальных операторов электронных площадок, отобранных Министерством экономического развития. В ближайшее время электронная площадка Сбербанка будет синхронизирована с информационной системой госзаказа города. Мы считаем, что во втором полугодии 2010 года всех госзаказчиков и участников размещения заказов ждет адаптационный период, связанный с введением нового порядка. Но мы надеемся, что Петербургу удастся его преодолеть без особых проблем.
- Каким образом будет работать электронная площадка, с которой город собирается синхронизировать свою систему?
- Сейчас практика такой работы только складывается. Пока можно сказать, что определяющими являются федеральное законодательство (о соблюдении конфиденциальности подачи заявок, порядке аккредитации участников, работе аукционной комиссии) и регламент работы, установленный самими электронными площадками. С последним можно ознакомиться на сайтах этих площадок.
Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы новой системы?
- Сейчас одной из проблем торгов по госзаказу является сговор участников. И хотя электронный аукцион, в котором заявители соревнуются в режиме удаленного доступа, более конкурентный способ определения победителя, он так же не исключает возможности потенциальных подрядчиков договориться между собой. К сожалению, по нашим оценкам, новая система не исключает возможности сговора участников.
К очевидным плюсам нововведения можно отнести изменение временных рамок на проведение электронных торгов. В настоящее время на подачу очередного ценового предложения участнику дается 1 час. И иногда торги идут несколько недель, а то и месяцев, что негативно сказывается на сроках исполнения госконтракта. Новым законом на подачу предложения участникам дается 10 минут.
Также новые правила дают больше возможностей для госзаказчика. Сейчас в случае отказа победителя от заключения контракта, заказчик может заключить контракт с претендентом, занявшим второе место, а если и он откажется, то аукцион следует проводить повторно. Теперь распорядителю бюджетных средств разрешается заключать контракты с участниками вплоть до пятого. В связи с этим мы надеемся, что будет окончательно решена проблема намеренного срыва торгов участниками, которые опускают цену торгов до 1 рубля или даже до 1 копейки, выигрывают, а затем отказываются выполнять обязательства.
- Если же обобщить все сказанное, на ваш взгляд, введение новой системы госзакупок — это все-таки шаг вперед или путь к хаосу в системе?
- Если оценивать идею перехода на электронный документооборот, взаимоотношения на виртуальном уровне, то это очень правильно и перспективно. С точки зрения того, как это будет реализовано, это пока вопрос. Есть некая идеальная модель, по которой процесс должен осуществляться, но это теория. Как только мы начнем работать, с большой долей вероятности, возникнут вопросы и трудности. Разумеется, в наших силах разобраться и нивелировать все шероховатости.
- При этом, как известно, введение новой системы электронных аукционов – это не окончательная стадия развития госзаказа. Что же последует за ней?
- Следующий шаг – это так называемая Федеральная контрактная система (ФКС). Это целый комплекс правил, который позволяет госзаказчику регулировать не только этап проведения закупки, но и этапы планирования и исполнения госзаказа. Подобные системы успешно действуют в Западной Европе. И у нас создание ФКС актуально, как никогда.
Сейчас на федеральном уровне идет активная работа по созданию единой концепции ФКС. Предполагается, что сначала система будет запущена в отдельных регионах как пилотный проект, а потом распространится на всю территорию страны.
- Петербург сможет стать таким "пилотным" регионом, в котором ФКС испытают в действии?
- Разумеется. Наши специалисты занимаются проблематикой перехода на ФКС уже довольно давно. У нас создан и действует логический и эффективный механизм госзакупок, который отражает все стадии формирования, размещения, заключения и исполнения госконтракта. Кроме того, мы считаем переход на ФКС абсолютно правильным решением.
- Не секрет, что российская система госзаказа уже пережила ряд преобразований. Большинство из них были связаны с изменениями, внесенными в 94-й федеральный закон. Распорядители бюджета говорят, что самой революционной стала поправка, заставившая каждого заказчика самостоятельно планировать и проводить процедуру торгов. Правда ли, что после этого нововведения управление, отвечающее за размещение городского заказа, завалили мелкой бумажной работой?
- Эта ситуация сложилась с 1 марта 2009 года. Законодатели определили, что каждый получатель бюджетных средств автоматически является госзаказчиком. Проще говоря, каждый детский сад должен самостоятельно закупать для нужд своих воспитанников кашу. При этом заведующей детского сада, которая должна отвечать за воспитание детей, конечно, сложно самой формировать заказы.
- Столкнувшись с такими проблемами, новоявленные заказчики стали приходить за помощью в комитет. Разумеется, работы у сотрудников прибавилось. Документооборот возрос в 7 раз.
- С другой стороны, сказать, что такое нововведение не имеет смысла, тоже нельзя. Ведь логично, что управление заказом должен осуществлять его получатель, как бы мал он ни был. Ему легче оценить, насколько эффективна была процедура, какого качества товар ему поставил победитель торгов. Хорошо ли накормили детей за бюджетные деньги, должен проверять заведующий детсадом.
- И все же, не мешает ли эта «мелкая» бумажная работа сотрудникам комитета выполнять основные обязанности?
- У нас есть направление, по которому мы собираемся двигаться. Во-первых, мы обучаем госзаказчиков. А во-вторых, планируем вводить процедуру совместных торгов. Например, по закупке сходной продукции для школ отдельно взятого района города.
- А такое укрупнение не приведет к тому, что малый бизнес останется за бортом госзаказа?
- Дело в том, что объединение в таких торгах законодательно предусмотрено как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядчиков. Правда, документирование при такой процедуре очень сложное, поэтому она не распространена. Сейчас мы объявили только одну такую закупку на лекарственные средства, запланированы — по продуктам питания. Если итоги нас порадуют, будем продолжать работать по этой схеме.
- Ольга Владимировна, судя по данным за 2009-й год, минимальная экономия бюджетных средств была достигнута при размещении заказов путем электронных аукционов. Это значит, что данный способ реализации бюджетных средств показывает себя хуже остальных?
- Это не так. Сравнивать экономию средств на таких аукционах и, например, на конкурсах, не совсем корректно. В рамках электронных аукционов мы проводим небольшие закупки (по закону не дороже 500 тысяч рублей). Но часто заказчик тратит всего 10-15 тысяч рублей, приобретая продукцию, которая имеет небольшую себестоимость. При этом цену товара заказчик может определить без труда (например, канцелярские товары). В результате, как правило, на таких торгах экономия незначительная. Но это не говорит о том, что данный способ приобретения неэффективен.
- А какой способ размещения госзаказа вы считаете наиболее эффективным?
- Конкурс. Согласитесь, когда мы покупаем некий продукт в магазине, мы же оцениваем его не только по цене. Как потребитель мы смотрим на его качество, внешний вид и многие другие параметры. Кроме того, когда нам знаком производитель, его продукция нам нравится, нам легче определиться с выбором. В то же время, если фирма производит некачественный товар, у нее меньше шансов что-то вам продать.
- Правда ли то, что в кризис интерес поставщиков к системе госзаказа значительно возрос?
- Это действительно так. Дело в том, что бюджетные организации – надежные партнеры, которые платят по своим обязательствам. Мы заметили, что в сложные времена предприниматели стали все чаще обращать на это внимание. Среди участников стало гораздо больше представителей малого бизнеса. Активно в торгах начали принимать участие индивидуальные предприниматели.
- Какова ваша общая оценка работы системы госзаказа в Петербурге?
- Лучше всего об этом скажут цифры. В нашем городе около 65% всех бюджетных средств реализуются через систему госзаказа. Это достаточно высокий показатель. И при всем огромном количестве закупок, которые размещаются ежегодно, только 0,1% обжалуются по той или иной причине.
При этом нельзя сказать, что наша система идеальна. Ее нужно совершенствовать. В конечном счете от того, как будет организован госзаказ, зависит то, как город будет жить. Ведь бюджет представляет собой общий кошелек всех горожан и средства из него должны тратиться максимально эффективно и экономно.
Беседовала Мария Могилевская,
Фонтанка.ру