Коммунальные службы угрожают отключением света в квартирах петербуржцев, имеющих долги по квартплате. А иногда и воплощают свои угрозы в жизнь. По их мнению, это самый доступный и действенный способ воздействия на недоимщиков. Юристы и даже руководство жилищного комитета считают такие действия незаконными.
Возвращаясь домой, Максим Ч. встретил в подъезде электромонтеров районного жилкомсервиса. Они выкручивали расположенные в электрощитке пробки его квартиры. Свои действия объяснили просто: Максим задолжал около 10 тысяч рублей по квартплате и коммунальным платежам, и пока долг не погасил – должен сидеть в темноте. Получив 500 рублей в руки, монтеры согласились оставить свет в квартире «злостного должника» и удалились. Вопрос задолженности по квартплате «Фонтанка» оставляет на совести петербуржца, а вот новаторский подход коммунальных служб требует изучения.
Против лома нет приема
Отключением света угрожают многие ЖЭКи – предупредительные листовки неплательщики обнаруживают прикрепленными к квитанциям. Те, кто пытается оспаривать возможные карательные санкции, могут получить в ответ официальное письмо с обоснованием действий коммунальщиков. Например, в таком документе за подписью гендиректора Жилкомсервиса № 2 Московского района Александра Смольнякова говорится, что все по закону. Ответственное лицо ссылается на утвержденные правительством России Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае их неполной оплаты. Правда, при соблюдении ряда важных условий: задолженность должна превышать шесть месяцев, а за месяц до отключения управляющая компания обязана письменно предупредить должника.
Совсем иначе эти же нормы трактуют в жилищном комитете Санкт-Петербурга. «Действия по приостановлению коммунальной услуги по электроснабжению могут быть осуществлены лицом, оказывающим такие услуги, – пояснили в пресс-службе комитета. – В Санкт-Петербурге таким лицом является ЗАО «Петроэлектросбыт», имеющее прямые договорные отношения с абонентами».
Сами энергетики поддерживают позицию чиновников. «Управляющие компании являются поставщиками электроэнергии только на общедомовые нужды, – говорит Евгений Новоселок, директор по развитию Петроэлектросбыта. – Все, на что они имеют право – отключить лифт, свет на лестнице и на придомовой территории, но не в квартирах граждан. Должникам по электроэнергии мы сами приостанавливаем ее подачу, но только после соблюдения длительной бюрократической процедуры (предупреждения и т.д.)».
Долги тяжкие
Мнения опрошенных юристов разделились, но большинство считает действия ЖЭКов незаконными. Ведь по предлагаемой коммунальщиками логике можно отключать, например, воду жильцам, имеющим долги за телефон (как квартирный, так и сотовый), просрочку по потребительскому кредиту или не вернувшему карточный долг и т.д. Михаил Бойцов, управляющий партнер юридической компании Rightmark group, убежден, что приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг может только ее исполнитель, то есть свет вправе отключить только энергоснабжающая организация.
А вот директор юридической фирмы «АСН» Наталия Сибгатулина, напротив, считает, что предприятия ЖКХ вправе отключать свет при наличии задолженности, так как электроснабжение отнесено к коммунальным услугам: «Следовательно, при наличии задолженности может быть приостановлена подача всех или любой из услуг, в том числе и электричества».
Цель коммунальщиков очевидна – заставить неплательщиков погасить задолженность. Электричество – самый простой и, скорее всего, результативный рычаг воздействия. Отключить воду или газ в конкретной квартире, равно как запретить отдельному жильцу пользоваться лифтом, выносить мусор или использовать иные коммунальные услуги, ЖЭКи не в силах. А судебные споры с должниками отнимают много сил и средств.
Что же делать гражданину, у которого жилкомсервис или иная управляющая компания вывинтила пробки? Юристы предлагают самый простой способ – самостоятельно восстановить электроснабжение, а при желании – взыскать с ЖЭКа материальные убытки (например, расходы на вызов стороннего электрика) и возмещение морального вреда. Чиновники рекомендуют обращаться в Государственную жилищную инспекцию, которая осуществляет контроль за обеспечением населения коммунальными услугами, отвечающими требованиям федеральных и региональных стандартов качества. «Гражданин также может обратиться в прокуратуру, которая осуществляет надзор, в том числе, за исполнением жилищного законодательства соответствующими организациями», – пояснили в жилищном комитете Санкт-Петербурга.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру