Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Выставки Аслан Чехоев: «Очереди в музей стояли еще до открытия» (фото)

Аслан Чехоев: «Очереди в музей стояли еще до открытия» (фото)

899

Сегодня в Петербурге открывается для публики первый музей современного искусства – «Новый музей», созданный целиком на средства осетинского мецената Аслана Чехоева. Коллекция советского неофициального и современного российского искусства собиралась в течение 20 лет и получилась достаточно представительной, чтобы заполнить лакуну в постоянных экспозициях других городских музеев, где вторая половина ХХ века практически отсутствует. По случаю открытия музея «Фонтанка» пообщалась с Асланом Чехоевым и другими заметными персонами, помогавшими создать музей.

«Я целенаправленно выбрал период андеграунда. Там были люди с разной судьбой: одни из них громко возмущались, устраивали забастовки, акции, другие тихо-скромно сидели в своих мастерских и работали. Но среди них были талантливейшие, гениальные люди, они делали то, что хотели делать, это самый главный вопрос. С этого всё и пошло. К счастью, мне удалось с помощью сотрудников музеев, кураторов, крупных коллекционеров, самих художников очень быстро сориентироваться и определить самые важные и актуальные направления. И ошибок почти не было, всё стало получаться с самого начала» – так Аслан Чехоев рассказывает, как начинал собирать свою коллекцию. «А потом в какой-то момент я подумал, что коллекция заслуживает, чтобы быть публичной. При всем уважении к нашим музеям должен отметить, что в их постоянной экспозиции невозможно увидеть современное искусство».



Чехоев подчеркивает, что слово «музей» выбрано, чтобы дистанцироваться от образа художественной галереи: «Юридически это, конечно, не музей, но мы не занимаемся бизнесом, не продаем искусство. Наша задача – сконцентрировать всю информацию о художниках, и я собираюсь приобретать больше вещей». Коллекционера поддерживает Антон Губанков, председатель Комитета по культуре городского правительства: «Надо более либерально относиться к понятию "музей". Это, конечно, не музей в классической интерпретации, но очень важная площадка для взаимодействия с городскими музеями. Мы в начале пути креативной индустрии, и здесь пусть будет креативное пространство».

В настоящее время коллекция включает работы 73-х отечественных авторов, из них полтора десятка ленинградско-петербургских. «У нас огромная страна, и я изначально не ставил себе задачу собирать коллекцию по географическому признаку, – говорит меценат Чехоев. – Я планировал охватить весь период второй половины ХХ века, собрать всё лучшее, что уже получило признание не только в российском искусстве, но и в мировом». За два десятилетия коллекционер приобрел произведения классиков нонконформизма – Оскара Рабина, Владимира Немухина, Владимира Янкилевского и многих других, – работы художников соц-арта, неоэкспрессионизма, неоакадемизма, акционистов и других арт-персонажей. С некоторыми вещами пришлось изрядно помучиться, например, «Три манекена» Бориса Турецкого, русского художника поп-арта, попали в коллекцию не в лучшем виде: ватман 70-х годов был порван и заклеен скотчем, гуашь осыпалась. Реставрация стоила 500 тысяч рублей. Сейчас Чехоев мечтает прибавить к своей коллекции произведения Ивана Чуйкова, Семена Файбисовича, Дмитрия Плавинского, Эрика Булатова.



Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский высоко оценил работу коллекционера: «Я считаю, что это идеальный случай для Питера: человек всё сделал сам, на свои деньги, в своем помещении. И это действительно хорошо осмысленная, отрефлексированная концепция искусства. Аслан, видимо, с начала понял, что он хочет от современного российского искусства, как он его понимает. Он присматривался, учился, советовался, и вот коллекция – вполне объемная, вполне концептуальная и серьезная, с большим потенциалом роста. При этом виден яркий вкус: это он любит, то не любит, мне это всё импонирует. По идее, я как куратор современного искусства должен завидовать Аслану, потому что у нас нет средств на многие вещи, которые бы хотелось приобрести. Но музей как нормальный институт не завидует, я рад, потому что чем больше таких осмысленных концепций современного искусства, тем нам легче и лучше. Я Аслана поздравляю, потому что событие уникальное».

Сергей Попов, московский галерист и главный куратор «Нового музея», рассказывает, что они «не позиционируют себя как музей сугубо русского современного искусства, это площадка, открытая также для интернациональных проектов и показа русского искусства за рубежом. В то же время у нас нет каких-то исключительных амбиций, мы не пытаемся конкурировать с Русским музеем или Эрмитажем. В названии зафиксировано то, что это не столько очередной музей для показа русского и немного зарубежного искусства, здесь будут генерироваться новые формы – экспозиционные, выставочные, инсталляционные. Это новый музей по самой своей концепции. Название – не калька с New Museum for Contemporary Art (Новый музей современного искусства) в Нью-Йорке, мы на английском называемся Novy Museum. Мне кажется, это хорошая затея дать всему миру русское слово, понятие, тем более такое важное для Петербурга, где, как вы знаете, шумели "Новые художники", "Новые композиторы", "Новая академия". Сейчас в течение трех месяцев коллекция Аслана Чехоева будет экспонироваться в максимальном объеме, как постоянная экспозиция, затем мы оставим один этаж в качестве постоянной экспозиции, а на других будут проходить выставки».



Площадь «Нового музея» невелика – под экспозицию отведено 600 квадратных метров здания 1870 года постройки по адресу: 6-я линия Васильевского острова, дом 29. Поэтому в основном представлена живопись, есть немного прикладного искусства и чуть-чуть скульптуры. Чехоев планирует собирать медиаарт, а вот с объектами и инсталляциями непросто: пространство не очень позволяет. Зато сотрудники музея готовят обширную программу мероприятий – от лекции Эрика Булатова до большой выставки Евгения Михнова-Войтенко, с работы которого когда-то началась история коллекции. Есть намерения создать детскую школу, организовывать лекции, круглые столы и семинары. Чехоев высказал надежду, что музей будет пользоваться популярностью: «Нам уже было много звонков, даже выстраивалась очередь – когда вы откроетесь? Похоже, современное искусство очень востребовано в Петербурге». Предполагается, что стоимость полного билета на вход в музей составит 200 рублей, будет билет с 50-процентной скидкой и бесплатный для ряда категорий посетителей. «Никакой экономики тут нет, – пожал плечами коллекционер. – Мы даже своих издержек не покрываем».

Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба «Нового музея».

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «
Выставки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях