В Манеже проходит крупная выставка печатной графики, искусства сложного в техническом отношении, но исключительно стильного, благородного и демократичного. На первом этаже представлены работы 80 российских и зарубежных художников, второй отдан издательству «Вита Нова», которое в этом году отмечает десятилетие.
Салон печатной графики «Любитель эстампов» проводится в четвертый раз, и в этом году он собрал 600 работ художников из Петербурга, Москвы, Франции, Италии и Швеции. Эксперимент – демонстрация публике, привыкшей к волшебной легкости компьютерных технологий, традиционных видов эстампа, не отличающихся буйством красок и крупным форматом, – за несколько лет превратился в международный фестиваль печатной графики. Тут можно найти произведения и XVIII, и XXI века, глаза разбегаются от множества вариаций – литография, офорт, акватинта, шелкография, ксилография, монотипия и другие техники.
В выходные дни есть возможность участвовать в мастер-классах художника Юрия Штапакова: у входа на выставку стоит печатный станок со всеми подобающими инструментами и материалами. А на открытии салона Феликс Волосенков и Юрий Штапаков с помощью зрителей «оцифровали вручную» огромный портрет изобретателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга: каждому желающему давали один из 49 участков листа 6 на 8 метров, и он цифрами по трафарету заполнял черную область изображения.
Организаторы салона «Любитель эстампа» позиционируют мероприятие как выставку-продажу и подчеркивают, что ее глобальная цель – в создании круга петербуржцев-покупателей, которые, в отличие от москвичей, на живопись не раскошелятся, а недорогую печатную графику вполне могут себе позволить. Однако даже самому щедрому богатею разобраться в хаосе огромной экспозиции непросто. В основной части выставки на первом этаже Манеж не потрудился создать внятные разделы, пренебрег каким бы то ни было дизайном, многие работы остались без ярлыков, в том числе вещи зарубежных авторов, присутствием которых очень гордятся организаторы.
Желающим посмотреть на эстампы известных художников – Сальвадора Дали, Курта Майра Менгена, Сальватора Фиуме, работы шведов и французов, полюбоваться на отточенную технику лучших граверов Италии 1770-х годов, делавших копии со всех ватиканских произведений Рафаэля, сравнить истинные очертания России с немецкими картами начала XVIII века, да и просто найти вещи заинтересовавшего автора – придется изрядно побегать по просторным залам Манежа. Впрочем, уровень представленных на экспозиции работ чрезвычайно высокий, так что даже и не понятно, критиковать или благодарить организаторов за превращение выставки в такой увлекательный лабиринт.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»