В течение ближайших полутора лет количество постов крупнейшей в регионе Санкт-Петербургской таможни может сократиться втрое, а количество постов Балтийской таможни может, наоборот, увеличиться. Таков, как нам стало известно, один из проектов реформирования таможенного пространства нашего региона, который рассматривается сейчас в Федеральной таможенной службе России. Первый этап этой реформы - ликвидация Выборгского и Пискаревского таможенных постов - привел пока к коллапсу оформления автомобильных грузов и к потере примерно 30 процентов грузопотоков.
Минус 30 процентов
Специалисты полагают, что последствием закрытия Выборгского и Пискаревского постов Санкт-Петербургской таможни (СПТ) стал не только шок для всех заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности, грузы которых растаможиваются теперь с недельной очередью. Проблема коснулась и макроэкономики региона: по неофициальному мнению экспертов, около 30 процентов грузопотоков мы уже потеряли - они ушли в таможни Центрального федерального округа, прежде всего в недавно построенные на Ленинградском шоссе в Подмосковье новые таможенные терминалы.
Оставшиеся грузопотоки внутри регионального таможенного пространства распределились, как полагают эксперты, в таком соотношении: 10 процентов ушли в другие подведомственные Северо-Западному таможенному управлению таможни, 60 процентов растаможиваются теперь на не ликвидированных пока постах СПТ.
В связи с этим наши коллеги из деловых СМИ, в частности, высказывали предположения, что затеянная главой Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым сногсшибательная реформа Санкт-Петербургской таможни ориентирована на поддержку бизнеса депутата Государственной Думы Виталия Южилина, с чьими интересами связывают ЗАО «Логистика Терминал», аффилированное с Национальной контейнерной компанией (НКК). На базе «Логистики» располагается открытый около месяца назад Пушкинский таможенный пост Балтийской таможни, который крайне подозрительным, с точки зрения таможенного сообщества, образом попал под действие приказа № 1691, подписанного все тем же главой ФТС Андреем Бельяниновым.
Этот приказ фактически отменяет внутритаможенный транзит - перемещение грузов от одной таможни к другой без таможенного оформления. Разрешается перемещение не оформленных в таможенном отношении грузов только между разными постами одной таможни. «Фишка» в том, что у Балтийской таможни до недавнего времени не было таможенных постов, которые располагали бы достаточными возможностями для удобного оформления большого количества контейнерных грузов. Это было связано с объективным обстоятельством: посты Балтийской таможни располагались на территории петербургского Морского порта. Терминал же «Логистики Терминал» оказался первым терминалом, расположенным на приличном удалении от порта, а потому имеющим большую территорию, но при этом разместившим у себя таможенный пост Балтийской таможни. Таким образом, грузы, которые сегодня в режиме внутритаможенного транзита направляются из Морского порта в другие та-можни для оформления, с момента начала действия приказа № 1691 должны будут оформляться на Пушкинском таможенном посту - то есть, в «Логистике Терминал».
Несмотря на серьезное недовольство такой ситуацией, эксперты склоняются к тому, что ликвидация Выборгского и Пискаревского таможенных постов и появление злополучного приказа - лишь два совпавших по времени события. Это подтверждает как минимум то обстоятельство, что «Логистика Терминал» оборудован для работы с морскими контейнерами, поступающими железной дорогой из порта, - он совершенно не предназначен для обработки контейнеров, которые привозят грузовики. Впрочем, сейчас часть грузопотока с ликвидированных постов растаможивается и там, из-за чрезвычайно сложной ситуации, сложившейся в Санкт-Петербургской таможне в целом.
И столь серьезные последствия закрытия двух из двенадцати таможенных постов СПТ не могут считаться неожиданными: на Выборгском и Пискаревском постах благодаря их размещению на новых современных терминалах «Осиновая роща» (входит в «Корпорацию «Стерх») и «Транссфера», соответственно, растаможивалось более 60 процентов всех грузов, обрабатываемых на Санкт-Петербургской таможне.
Впрочем, теперь есть основания полагать, что дела у этой некогда крупнейшей в регионе таможни пойдут еще хуже.
Надежда на автопром
В структуру СПТ сегодня входят 12 таможенных постов, два из которых, Выборгский и Пискаревский, уже ликвидированы, а еще 6 предполагается ликвидировать или передать другим таможням до 2012 года - это Гатчинский, Юго-Западный, Киришский, Приозерский, Красносельский и Южный таможенные посты. Таков, как нам стало известно, один из проектов реорганизации таможенных органов нашего региона, который сегодня рассматривается в ФТС.
При этом утраченные функции таможенного оформления грузов могут перейти в приграничные Выборгскую, Псковскую и Себежскую таможни. В результате одна из крупнейших в стране Санкт-Петербургская таможня станет совсем маленькой - в ней останутся всего 4 поста: Василеостровский, Шушарский, Волховский и Автомобильный завод.
Впрочем, у СПТ есть призрачная перспектива немного компенсировать это «обмельчание» благодаря возможному промышленному развитию региона: если в Петербурге и его окрестностях будут активно развиваться автомобильная промышленность и промышленность в особых экономических зонах, то рассматривается вариант появления в СПТ двух новых соответствующих специализированных таможенных постов.
Балтийская таможня - агрессор
На фоне минорных перспектив Санкт-Петербургской таможни Балтийскую таможню, напротив, ждет светлое будущее. Как нам стало известно, в Федеральной таможенной службе рассматривается возможность ликвидации лишь одного из семи существующих постов Балтийской таможни - Ломоносовского. При этом до наступления 2011 года в Балтийской таможне предполагается создать аж 3 новых таможенных поста: Янинского на базе ООО «Логистический парк Янино», Угольная гавань на базе ФГУП «Росморпорт» и Пассажирский на территории Пассажирского порта. Напомним, новый Пушкинский таможенный пост Балтийской таможни открылся около месяца назад на базе ЗАО «Логистика Терминал».
Кроме того, прогнозируется расширение штата таможенных постов Гавань и Центральный в связи с ожидаемым завершением строительства первой очереди контейнерного терминала на территории 4-го района Морского порта (в 2010 году) и комплекса «Морской фасад» (в 2011 году), соответственно.
А еще, как нам удалось выяснить, Балтийская таможня собирается «прибрать к рукам» Усть-Лужский пост Кингисеппской таможни и таможенный пост «Морской порт Выборг» Выборгской таможни. Если все это случится, то Балтийская таможня станет контролировать всю региональную акваторию.
Константин Шмелёв,
Читайте также в газете "Ваш Тайный Советник" от 31-го мая 2010 года.