Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Город, непригодный для жизни

Город, непригодный для жизни

622

В рейтинге городов по уровню комфортности для проживания, составленном лондонской компанией Mercer Human Resource Consulting, Петербург оказался на 170 месте (Москва — на 166-м). Какие факторы оказали влияние на исследователей и почему наш город занимает, по их оценке, столь обидное положение, разбирался корреспондент «Фонтанки».

Исследованию по 39 критериям - среди которых такие показатели, как политика, экономика, здравоохранение, экология, образование, социальные услуги и т.д. - подвергся 221 город мира. Австрийская столица защитила свой прошлогодний титул лучшего по качеству жизни города планеты, затем идут Цюрих, Женева, Ванкувер и Окленд. Москва занимает 166-е место, замыкает список Багдад. На 170-й позиции находится Санкт-Петербург.

Среди параметров оценки есть фактор транспортного сообщения. Все, кто бывал за границей, прекрасно знают, как расписаны экскурсии, особенно при посещении нескольких городов. Любой турист, прежде чем отправиться куда-либо, составляет для себя план посещения определенных объектов, рассчитывает время пребывания и, соответственно, средства, которые он потратит на питание и проживание. В последнее время туристы, посещающие наш город, всё чаще говорят не о криминогенной обстановке и карманниках, а о том, что они не могут посетить все те музеи и театры, которые были запланированы у них в календаре. Особенно сложная ситуация с круизными туристами, для которых город строит Морской фасад. Громадный комплекс может оказаться не у дел, поскольку крупнейшие круизные компании попросту откажутся везти своих клиентов. Они не хотят стоять в душных пробках и нюхать выхлопные газы.

А всё потому, что на летнюю пору у нас приходится пик дорожных ремонтов и большая часть магистралей перекрывается одновременно. А те, которые не перекрыты – забиты автолюбителями, неспособными покинуть охлаждённый кондиционером салон своей железной коробки. И несмотря на то, что официальная статистика правительства города говорит о росте туристической индустрии, отчёты гостиничного бизнеса более красноречивы. В 2009 году заселённость гостиниц была на 40% ниже, чем в 2008 году. Конечно, это можно списать на кризис, но и в начале 2010 года количество туристов возросло лишь на 20% по сравнению с 2009-м и достигло лишь уровня 2005-2006 годов. Туристы меньше посещают музеи и театры, меньше селятся в гостиницах, меньше покупают сувениров, а следствие опять – снижение налоговых отчислений. После всего этого странно слушать планы города о вложениях в туристическую индустрию. Кстати, объём иностранных инвестиций в Санкт-Петербурга также падает от года к году.

У города нет чёткого плана, что будет являться основным источником дохода. В городе практически уничтожена крупная промышленность, которая, якобы пагубно влияла на экологию. При этом развит частный автотранспорт, который стоит в заторах и загрязняет воздух ещё сильнее. В город привлекаются инвесторы для развития деловой части, но о каких «белых воротничках» может идти речь, когда по улицам не пробраться. Город не живёт, а выживает, успевая чуть-чуть глотнуть чистого воздуха рано утром и в перерывах между повсеместными ремонтами и экономическими форумами. Только представьте, что вы приехали в любой европейский город, а часть его оказалась внезапно перекрытой из-за проведения какого-нибудь форума. В следующий раз вы уже вряд ли поедете туда. А сколько таких ситуаций в Петербурге?

Проблему сообщения мог решить общественный транспорт. Им бы могли пользоваться и жители, и гости. Однако на сайте Городского туристического портала, который рекомендуется одним из комитетов Смольного, в разделе транспорт мы видим лишь автобус, поезд, паром и самолёт. При этом речь идёт о междугородних автобусах, а не внутригородских. Есть ещё и безусловно важная для туриста новость, что 3 июля – это «State Traffic Patrol Department's Day». Бесценная информация.

Количество выделенных полос для общественного транспорта в центре можно пересчитать по пальцам одной руки, и все они упираются в тупик. Не имеющие ограждения, выделенными они остаются только на схемах чиновников. Последние не смогли создать ни одного замкнутого кольца из этих полос, и пассажиры наравне со всеми парятся в пробках. При этом никто даже не попытался подсчитать, сколько денег было потеряно теми, кто не смог доехать до точки назначения и, покинув автобусы или троллейбусы, пошел пешком.

Практически каждый год в Петербурге что-то случается. К 2003 году город готовился отпраздновать своё 300-летие. К 2006 году город готовился к встрече гостей международного саммита G8. С 2006 года особое значение приобретает Петербургский экономический форум, который с каждым годом вызывает всё больше неудобств у горожан. В 2008 году в Санкт-Петербург переехал Конституционный суд. В конце 2009 года выпало много снега. Список можно расширять бесконечно, но печальный вывод напрашивается сам собой – амбиции опережают реальное состояние инфраструктуры. Расплата за переоценку своих возможностей придёт не мгновенно, а постепенно. Завидовать тому, кто будет разгребать плоды деятельности некоторых комитетов, не приходится.

Напоследок, приведем еще один конкретный пример, тем более что ходить далеко не нужно. Ярким показателем этой ситуации стало время накануне очередного Дня города в Санкт-Петербурге. Все средства массовой информации без умолку твердят о тысячах бедных и несчастных автомобилистов, которые застряли в многокилометровых пробках. За этим как-то на второй план отошли проблемы куда большей части горожан, пользующихся общественным транспортом. Пока таких ещё большинство и страдают они не меньше тех, кто за рулём. В конце концов, любой из владельцев авто, который бросает своего коня, становятся обычным пассажиром метро, автобусов, трамваев и троллейбусов.

Комитет по транспорту не успевает информировать своих клиентов, а именно так можно назвать всех тех, кто пользуется услугами городского транспорта, об оперативных изменениях маршрутов. У комитета на это просто не хватает сил, а порой и сами транспортники не знают, где внезапно перекроет дорогу другой комитет нашего же города. Дело в том, что у чиновников так заведено – есть свой комитет, а проблемы другого волнуют чиновников мало. Тогда на помощь своим подчинённым приходит лично губернатор, которая просит «горожан потерпеть».

А в результате общественный транспорт, вместо того чтобы возить пассажиров, также стоит в огромных пробках. Есть и еще одна проблема. Некоторые из горожан уже заметили, что в магазинах Петроградской стороны начались проблемы с ассортиментом. Поставщики просто не успевают охватить все торговые точки из-за заторов. Многие предприниматели подсчитывают возможное некоторое снижение прибыли, а значит, и налоговых отчислений в бюджет города. Аналогичная ситуация и с теми, кто не успел вовремя на деловые переговоры и, например, сорвалась крупная сделка. Заторы бьют по городскому карману, но власти предпочитают этого не замечать. У кого-то еще есть сомнения в рейтинге от Mercer Human Resource Consulting?

Владимир Федоров, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях