Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка Джеймс Лавелль: «Я навожу порядок среди полного хаоса» (фото)

Джеймс Лавелль: «Я навожу порядок среди полного хаоса» (фото)

541

Британский проект U.N.K.L.E., уже добрый десяток лет сохраняющий статус одной из крупнейших величин в мировой современной музыке, выступил в Петербурге с программой нового альбома «Where did the Night Fall». Его командир Джеймс Лавелль – саунд-продюсер, диджей и в прошлом руководитель почтенного лэйбла Mo'Wax – на этот раз увлекся неопсиходеликой. Обычно U.N.K.L.E. относят к электронным командам, но стили в своих работах они меняют, как перчатки, успешно попробовав еще в 90-е трип-хоп, электронику и постепенно двигаясь в сторону рока. Внимание к U.N.K.L.E. всегда привлекали приглашенные вокалисты и музыканты, среди которых отметились и Том Йорк из Radiohead, и Иэн Браун (экс-лидер Stone Roses), и Джош Хомм из Queens of the Stone Age. Некоторых из них на петербургском концерте можно было даже увидеть. Стараясь не светиться (в буквальном смысле: выступление проходило в полумраке), U.N.K.L.E. выводили видеоизображения поющих знаменитостей на экран. «Культурной столице» удалось победить скромность Джеймса Лавелля, вытащить его в освещенное место и уговорить на эксклюзивное интервью.

– Как получилось, что на альбоме «Where Did The Night Fall» вы собрали столько американских артистов: The Black Angels, Марк Ланеган, Sleepy Sun, Autolux? Раньше англичан все-таки было побольше.

– Я предпочитаю работать с теми командами, которые меня вдохновляют в данный момент. Так получилось, что я увлекся американцами. За океаном сейчас постоянно появляются интересные команды, которые играют психоделику. И я совершенно естественным образом начал работать с ними. Честное слово, мы ничего специально не выдумывали – только так и получаются лучшие треки. Никогда не угадаешь, где именно возникнет что-то особенное. Все знают о нью-йоркской сцене, а огромное количество интересных команд, например, выходцы из техасского города Остина. The Black Angels, …Trail of Dead, White Denim – у этих мы даже ненадолго увели барабанщика Джошуа Блока.



– Вам работа с менее раскрученными артистами дает больше свободы?

– Поработать с артистами, которые еще только растут, всегда приятно – и нам, и им. Это обоюдное ощущение поиска чего-то нового. Ну и нет такой мороки, как с некоторыми знаменитостями, что тоже радует.

– В каждом из альбомов U.N.K.L.E. вы оказываетесь руководителем обширного коллектива разнообразных музыкантов. Что для вас в этой роли самое сложное?

– Приходится разруливать всё подряд. Каждое мнение должно быть выслушано, артисты должны чувствовать себя достаточно комфортно. Постоянно приходится балансировать между разных идей, наводить порядок посреди полного хаоса. Набор артистов, к тому же, каждый раз оказывается очень эклектичным, и у всех что-то свое в голове. И их надо как-то собрать, помнить, что часть из них живет не в Англии, у них свои графики и интересы. Интернет, видео, изображения, концепции – за всем надо уследить. Ты складываешь огромную мозаику, в которую включено всё, – от качеств того или иного человека до работы со звуком.

– То есть получается, вы сдвинуты на контроле всего и вся?

– Нет, тогда я бы вообще музыкой занимался в одиночку. Если уж ты с кем-то работаешь, то с подобным подходом ничего не получится. С тем количеством музыкантов, что я привлекаю каждый раз, это сплошной поиск компромиссов. Но скажу честно, я стараюсь получать от них самое лучшее.

На концерте U.N.K.L.E. в Петербурге



– Сейчас костяк U.N.K.L.E. – это вы и Пабло Клеменц. Если сравнивать нынешний состав с предыдущими – в которых участвовали DJ Shadow, Тим Голдсуорси, Ричард Файл, – что привнес Пабло в работу проекта?

– Не забудьте еще про Джеймса Гриффита. Он, сейчас, пожалуй, является третьим важнейшим участником U.N.K.L.E. и играет на гитаре во время выступлений. У Пабло совершенно эклектичный вкус, но он отлично чувствует музыку. Знаете, такой «сумасшедший профессор». Как раз он в ответе за самые отвязные и хаотичные элементы в наших композициях, Пабло умеет находить странные звуки и ходы. Джеймс более традиционен в своих предпочтениях, он ближе к нормальным сочинителям песен и очень поднаторел в аранжировках. С таким составом у нас ощущение, что мы не столько проект, сколько группа: именно благодаря тому, что все участники уравновешивают друг друга.

– В промовидео альбома на сайте U.N.K.L.E. вы говорите о том, что «Where did the Night Fall» – это начало нового периода в деятельности проекта. Как бы вы описали старую эру и чего ожидаете от новой?

– Предыдущий период – это сплошные взлеты и падения. Личные отношения… очень насыщенные, я бы даже сказал, напряженные. Представьте себе десятилетие между двадцатью и тридцатью годами, когда у тебя столько всего происходит. Это как постоянная гонка. И ты потом даже себе не можешь объяснить, за чем определенно ты гнался. Новый альбом для нас самих более органичен. Я уже сказал о чувстве группы – даже при том, что все участвующие музыканты очень сильные личности сами по себе. Просто у каждого из нас схожий жизненный опыт.

На концерте U.N.K.L.E. в Петербурге



– Что изменилось в мире музыки за это время, по вашему мнению?

– Всё что только можно. Главные перемены произошли в технологиях: интернет, масса компьютерных программ. Мне, например, стало гораздо проще находить решения во время записи в студии. Но технологии несут и свои проблемы – их слишком много, и не всё работает надежно. Так что садясь на мягкий стул, ты можешь нарваться и на кнопку в заднице.

– Как насчет цифровых форматов и распространения музыки через интернет?

– Это еще одна часть того же технологического прорыва. Я сам понимаю, что за всем этим стоит потребность людей искать новую музыку, и это весьма увлекательное занятие. Но тут же мы сталкиваемся с проблемой файлообмена. Людям приходится объяснять, что музыка тоже имеет свою стоимость и как эта стоимость возникает. Если им нравятся наши записи, то они должны понимать, что и артисты, и качество альбомов берутся не из воздуха: ты вынужден платить за всё кругом. Это двойственная ситуация. С одной стороны, слушатели, скачивающие треки, тоже оказываются важной частью общей картины, они по-своему помогают продвигать музыку и подталкивают ее развитие, особенно если это касается молодых артистов. И в то же время они забывают, что должно быть и определенное уважение по отношению к музыкантам, которым как-то надо окупать свои расходы.



– В «Where did the Night Fall» заметно влияние психоделики, а ее в последнее время играют немало новых групп. Но та же психоделика, пусть и на новый лад, это повторение уже пройденного когда-то в истории музыки. Мы уже пережили неогараж, неопостпанк, вернулась мода на музыку 80-х. Как думаете, можно ли говорить о цикличности появления различных стилей?


– Абсолютно. Каждое новое возникающее направление – это реакция на недавнее прошлое, и эта реакция постоянно ускоряется. Мир становится тесней, люди получают возможность слушать и узнавать больше. И влияния различных стилей друг на друга становятся тоже всё эклектичней, музыканты, особенно молодежь, подхватывают всё подряд. Ну и технологии ведь тоже не стоят на месте. Самодельный постпанк оказывается ничуть не хуже того, что раньше записывали в приличных студиях. Вполне закономерно, что когда есть возможность, ребятам хочется многое попробовать. Кто-то, как MGMT, увлекся поиском саунд-продюсерских решений, основываясь на нью-вейве, а кто-то взялся за более дикие психоделические штучки.

– Если вернется мода на брит-поп и трипхоп, вы запишете еще один альбом вроде знаменитого «Psyence Fiction»?

– Ну уж нет, очень сомневаюсь.

– А что сейчас сами крутите в плеере?

– В основном, группы, с которыми работаю. Новые альбомы The Black Angels и Autolux очень понравились. Они выйдут этим летом, но мне уже дали послушать. Последний альбом Бека Хансена тоже хорош. Слушаю много электроники и тут же Dead Weather: сумасшедший получается микс.

Макс Хаген
«Фонтанка.ру»

Фото: Кирилл Беляев

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях