В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили-были зеленый болотный огр Шрек, его зеленая супруга Фиона и три (с выхода третьей части прошло как раз три года) карапуза приятного зеленого оттенка. Жили-поживали, пока не наступила пора праздновать день рождения старшего детеныша, и папа Шрек, испытывавший в тот момент острое недовольство семейным бытом, не встретил злокозненного карлика из гриммовских сказок – Румпельштильцхена.
Карлик, ласково сокращенный создателями мультфильма до Штильцхена, предложил Шреку магическую сделку: один день нынешней Шрековой жизни волшебник менял на возможность вернуться в те счастливые времена, когда визгливые пейзане в ужасе еще разбегались перед огром, где бы он ни появился, а семейные проблемы еще не отравляли его существование. Обрадованный Шрек подписывает бумагу с легким сердцем, даже примечания не читает, а мелким шрифтом в магической бумаге отражено самое важное – условие, которое позволит Штильцхену осуществить давнюю мечту и завладеть тридевятым королевством.
Создатели мультсериала про Шрека позиционируют четвертую часть как последнюю. И это не случайно. Если они и правда умерят страсть к наживе, то решение закончить именно сейчас выглядит донельзя логичным. Первый «Шрек» был всего лишь успешной постмодернистской шуткой в модном жанре трехмерной анимации. Второй – точкой закрепления успеха и расширения контекста: появились новые сказочные герои, а сюжет оброс предысторией. А третья серия уже выглядела спекуляцией на успехе первых двух. С четвертой же частью «Шрек» впервые обретает объем и смысл именно в своей протяженности. У истории, оказывается, есть сквозной и очень взрослый сюжет – закабаление огра, его почти что насильственная социализация для общего блага.
Зеленый лентяй по сюжету всех четырех серий ищет личной свободы, но с каждым разом всё дальше от нее уходит. Сначала негодный принц силой выволакивает его из болота на труд и на подвиги: во имя независимости Шрек спасает заколдованную принцессу, в которую к своему ужасу влюбляется, найдя еще до кучи докучливого друга-осла. Во второй части уже принцесса, по ногам и рукам связавшая спасителя узами любви, тащит огра на знакомство с родителями. С боем Шрек отстаивает свое право быть зеленым и противным назло цивилизованному человечеству, но еще крепче увязает в семейной жизни. В третьей серии герой спасается от угрозы стать королем, но спихнув ответственность за трон на чужие плечи, обрекает себя на куда более внушительную ношу обязательств – становится отцом.
К началу четвертой части Шрек подходит под тяжестью всевозможных социальных грузов. Тройня бодрых младенцев в люльке, требовательная жена в огороде, досаждающие друзья в гостиной – осел гогочет и поет, кот заученно выпучивает глаза. Шрек, по натуре нелюдимый индивидуалист и смердящий циник, теперь отец, муж, и, что особенно противно, местная достопримечательность, приветствующая туристов. Он мужчина на грани нервного срыва, измученный настолько, что для умиротворения сценаристы придумывают трюк, идентичный бывшему в классическом фильме Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь». Недовольный обстоятельствами герой обнаруживает: не будь его на свете, мир стал бы в разы хуже.
За плотным туманом шуток и анархистского обаяния «Шрека навсегда» виднеется громада точных социальных диагнозов и рецептов для страдающего инфантилизмом человечества. Для родителей, пришедших в кинотеатр с детьми, это не столько красочная, сделанная в классном 3D сказка, сколько быль о том, что бывает после традиционного сказочного «Конец делу венец». Ну да, пеленки, кризис среднего возраста, невыносимые родственники, дни как под копирку. Хорошо еще про ипотеку и потребительские кредиты не упомянули. Перед нами откровенное высказывание о взрослении, не слишком желанном, но неизбежном. Потому что нельзя вечно лежать в пузырящемся болоте собственных мечтаний и пугать прохожих своей индивидуальностью. Если люди не взрослеют, мир рассыпается у них на глазах. Собственно говоря, именно по причине своей исключительной незврослости терпит поражение малыш Румпельштильцхен, обустроивший и без того не страдавшее излишней серьезностью королевство на манер Диснейленда. Победа Шрека – это не победа добра над злом, а победа ответственного над безответственным. Тянущего лямку взрослого над заигравшимся кидалтом. И то, что сигнализирует об этой исторической победе именно специализирующаяся на газировке компания Dreamworks, как-то не на шутку обнадеживает.
Василий Степанов
«Фонтанка.ру»
Фото: «Централ Партнершип».
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»