Обезоружить охранную организацию "Скат" сотрудникам Выборгского УВД удалось в считанные часы, попросту изъяв все имеющееся у предприятия огнестрельное оружие. Основанием для подобных действий в акте значится "ликвидация ЗАО "ОП "Скат", однако в компании утверждают, что милиционеры преждевременно выдали желаемое за действительное. Чтобы понять, что такое желание у правоохранительных органов имеется, достаточно взглянуть на постановления о привлечении к административной ответственности, отмененные судами различных юрисдикций.
Сотрудники отдела лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью Выборгского РУВД явились в офис охранной организации "Скат", когда их в прямом смысле никто не ждал - утром 2 мая. В этот воскресный день на рабочем месте находился только оперативный дежурный. Отсутствие руководства, равно как и необходимого по закону предварительного уведомления, не смутило начальника отдела Алексея Никитина, который незамедлительно начал, как он поначалу выразился, внеплановую проверку оружейной комнаты. Впоследствии оказалось, что она все-таки плановая.
Во время этой внезапной ревизии выяснилось, что у ООО "ОО "Скат" нет лицензии на осуществление охранной деятельности и разрешения на хранение оружия. Оперативный дежурный напомнил майору Никитину, что лицензии есть, просто она находится на переоформлении уже почти два месяца. А все потому, что милицейское начальство слишком медленно выполняет свою "разрешительную" работу. Дело в том, что после поправок в закон "О частной детективной и охранной деятельности" ЗАО "Охранное предприятие "Скат" приступило к обязательной реорганизации организационно-правовой формы. Преобразование из ЗАО в ООО из-за различных бюрократических проволочек затянулось. В частности, возникла ситуация, когда МВД требовало согласовать с ним новый Устав компании. По тем или иным причинам вариант документа не устраивал милицейских чиновников, и они трижды отправляли его на доработку. Точку тогда поставила прокуратура, которая признала незаконным само требование согласовывать Устав с МВД. Процесс перерегистрации завершился в марте 2010 года. Тогда уже новое юрлицо (как прямой правопреемник ЗАО) подало документы на переоформление охранной лицензии. Однако на момент проверки 2 мая Управление лицензионно-разрешительной работы МОБ ГУВД по Петербургу все еще не выдало необходимого документа. А без него невозможно получить новое разрешение на хранение оружия, оформленное на ООО "ОО "Скат".
Как заявила "Фонтанке" гендиректор ООО "Петербургская Палата Права" Екатерина Каплан, представляющая интересы "Ската", майор милиции Никитин обо всей этой истории прекрасно знал, но все равно принял решение, нанесшее сокрушительный удар по охранной организации. В результате было изъято все имеющееся служебное оружие. Любопытно, что изъятие оружия проводилось в присутствии двух лиц, которые прибыли по звонку сотрудников милиции и были вооружены и одеты в форменную одежду охранного предприятия "Арес". То есть сотрудники конкурирующей фирмы присутствовали в "святая святых" - оружейной комнате. Могли видеть ее планировку, укрепления, расположение сейфов, сигнализации, ловушки – в общем, все то, что составляет коммерческую тайну любой охранной организации. В течении двух недель после визита милиционеров были составлены три административных протокола: два в отношении сотрудников фирмы, и одно на юридическое лицо.
Лицензию на охранную деятельность выдали ООО "ОО "Скат" через 2 дня, теперь начался процесс оформления разрешения на хранение оружия. Только после этого служебные пистолеты ИЖ-71 вернутся на свое законное место – в сейф. Памятуя о том, как долго оформляли лицензию, оружие могут вернуть нескоро. По словам Каплан, из-за этого фирма не может выполнить условия ряда договоров, как следствие – компания терпит убытки, страдает репутация. Изъятие оружия и административные протоколы организация собирается оспаривать в арбитражном суде. Судебная тяжба с лицензионно-разрешительной системой стала за последний год для "Ската" делом привычным. Лишь только заговорили в 2009 году о поправках в закон "О частной детективной и охранной деятельности", которые, вступив в силу, буквально загнали секьюрити в тиски, как сотрудники милиции стали проявлять к организации повышенное внимание.
Многочисленные проверки, ревизии и инспекции стали для охранной фирмы обыденностью. Екатерина Каплан говорит, что любимой забавой для милиционеров стало приехать на "скатовский" объект, нажать "тревожную кнопку" и засечь время, за которое прибудет группа быстрого реагирования. Такие действия могут быть обоснованными только в одном случае – если у стражей порядка есть специальный документ о необходимости провести проверку. В подавляющем большинстве случаев с ООО "ОО "Скатом" такой бумаги не было, поэтому такие действия можно расценивать как неудачную шутку. В этой непонятной игре КоАП для стражей порядка – любимая книга. У охранника есть газовый баллончик, но нет при себе сертификата? Административный протокол. В машине группы быстрого реагирования находится посторонний человек? Протокол. И не важно, что сертификат находится (где ему и положено быть) в офисе, а в охранном автомобиле – стажер. Документы о правонарушениях выписываются пачками. И также пачками отменяются – по решениям судов.
Казалось бы, руководство ООО "ОО "Скат" ничего уже не может удивить, но последнее предписание, полученное от УВД по Выборгскому району Петербурга, опровергло это. Официальный документ поступил по поводу двух жилых домов на пересечении улиц Елизаветинская и Софийская. Договор на оказание охранных услуг был подписан ООО "ОО "Скатом" с собственниками 1 мая 2010. Прибыв на объект, сотрудники организации обнаружили в "караульном" помещении своих коллег из ЧОПа "Экскалибур-Нева", которые раньше охраняли "скатовских" клиентов. Уходить конкуренты не хотели. Выяснилось, что на этом участке стоят 4 коттеджа. Владельцы двух из них хотели быть под защитой "экскалибурцев", остальные – под "Скатом". А охранный пост на всех один, это обстоятельство и вызвало недовольство сторон. Для разрешения конфликта вызвали участкового, одновременно приехал и майор Никитин. Как рассказала Каплан, оба стража закона пожали плечами, участковый уполномоченный составил акт, что вызов безоснователен, так как никакой драки нет. Никитин же взял объяснения у сторон, заявил, что "ничем помочь не может". И уехал, напоследок обронив, что вскоре будет составлено предписание, правда, в отношении кого именно, не уточнил.
На следующий день начальник разрешительного отдела явился в офис изымать оружие. А 14 мая гендиректору ООО "ОО "Скат" было вручено (видимо, то самое) предписание, подписанное начальником милиции общественной безопасности Выборгского РУВД Комарницким. Исполнителем значится все тот же А. В. Никитин. Здесь сообщалось, что между собственниками жилых помещений, с которыми у "Ската" заключен договор, и владельцем земельного участка идет судебная тяжба как раз по вопросу собственности земли. "Окончательное решение по данному вопросу не принято", - говорится в документе. Тем не менее, бумага предписывала охранной организации ни много ни мало "незамедлительно покинуть занимаемые помещения, не принадлежащие Вашему заказчику, не вмешиваться в гражданско-правовые отношения между конфликтующими сторонами". Если же ООО "ОО "Скат" будет замечен в посягательстве на законные интересы и права граждан, то могут быть приняты меры вплоть до аннулирования лицензии.
Это предписание руководство ООО "ОО "Скат" также собирается оспаривать в суде, так как его появление на свет вызывает ряд вопросов. Во-первых, как утверждают в охранной организации, начальник МОБ на тот период находился на больничном и физически не мог подписывать никаких бумаг. (Кстати, Комарницкий болеть продолжает до сих пор, по крайне мере, так "Фонтанке" заявили в дежурной части Выборгского РУВД.) Во-вторых, не ясно, что подразумевается под формулировкой "незамедлительно покинуть". Это сколько по времени: сутки, час, минута? Единственное, с чем в этом предписании можно безоговорочно согласиться, так это с тем, что "окончательное решение по данному вопросу не принято". Поэтому, от греха подальше, "Скат" перенес свой пост непосредственно в стены охраняемого объекта.
Неприятности для охранной организации, словно снежный ком, прибавляются по мере подготовки данной публикации. Так, 18 мая у Дмитрия Сороки – генерального директора ООО "Скат-С" (это другое юридическое лицо, но фактически компания одна) изъяли персональное удостоверение на ведение охранной деятельности. Руководитель приехал в здание разрешительной службы на Галерной улице для того, чтобы переоформить свое удостоверение, однако документ у него попросту отобрали, заявив, что оно будет аннулировано. Свои действия сотрудники Управления по лицензионно-разрешительной работе объяснили тем, что, согласно данным информационного центра ГУВД, за ним как за должностным лицом числится 5 фактов привлечения к административной ответственности. Как рассказала Каплан, сотрудники не составили каких-либо документов, подтверждающих факт изъятия удостоверения.
Как сообщили "Фонтанке"в ГУВД по Петербургу и Ленобласти, начиная с марта 2009 года в отношении охранной организации "Скат" действительно был составлен ряд административных протоколов после выявленных нарушений в ходе плановых проверок, однако судебные отмены протоколов ведомство не отслеживает. Всего же, по данным ГУВД, за 4 месяца 2010 года сотрудниками разрешительной службы было проведено 477 проверок частных охранных предприятий, в результате было аннулировано 67 лицензий на ведение частной охранной деятельности, составлено 115 протоколов об административном правонарушении. К административной ответственности были привлечены 147 руководителей ЧОПов, 232 не лицензированных сотрудника и 283 лицензированных охранника.
Такое развитие событий не только для "Ската", но и в целом для охранного бизнеса эксперты прогнозировали еще два года назад - при обсуждении тогда еще законопроекта о "Частной охранной деятельности". Неоднократно высказывались мнения, что закон, ужесточающий контроль над чопами, сделает эти структуры юридически бесправными. Механизм перерегистрации не прописан пошагово, и поэтому каждый заинтересованный сотрудник разрешительной системы может трактовать его в свою пользу. Обязательная дактилоскопия, переобучение всех секьюрити (включая руководителей) за свой счет, передача оружия (то есть имущества компании) в руки МВД – все это и многое другое, как и предполагалось, нанесло серьезный удар по охранному бизнесу. Закон только-только вступил в свою силу, а уже показывает справедливость экспертных прогнозов. А конечный результат, по словам специалистов, заключается в том, что мелкие и слабые чопы нагрузки не выдержат и самоликвидируются. Серьезные же структуры, расшатанные бесчисленными проверками, бюрократическими проволочками и откровенным нежеланием со стороны органов внутренних дел входить в положение, также могут потерять почву под ногами и встанут перед выбором: уходить с рынка либо активно дружить с милицией, которая в этом случае милостиво позволит продолжить работать.
Юлия Никитина, "Фонтанка.ру"