Всего месяц прошел с момента вступления в силу поправок к УК, повышающих минимальный порог для наступления уголовной ответственности за контрабанду в шесть раз, но таможенники уже недосчитываются дел. Коммерсанты же отмечают, что из-за чехарды с терминалами упало качество контроля грузов. На фоне этого множатся ряды несостоявшихся контрабандистов.
В буквальном смысле обернулись амнистией поправки в Уголовный кодекс, вступившие в силу 9 апреля этого года. По данным «Фонтанки», только по Северо-Западно оперативной таможне после них было прекращено 610 уголовных дел, возбужденных по 188 статье (контрабанда), и не успевших дойти до суда. Фактически, закон, повысивший минимальную сумму для привлечения к уголовной ответственности с 250 тысяч до 1,5 миллионов немедленно освободил нарушителей, попавших в этот своеобразный «люфт», от преследований. В оперативной таможне отмечают, что по тем делам, которые не успели дойти до суда, и которые были прекращены по реабилитирующим обстоятельствам, возбуждать административные производства, по всей вероятности, уже не будут. Владельцы еще вчера контрабандной партии, сегодня стали приличными людьми с товаром на руках. Это вряд ли спровоцирует выплеск на рынок некачественной продукции, избежавшей конфискации, говорят таможенники, но разбавить поток качественных изделий вполне способно.
Пока таможня не подсчитала статистику в абсолютных цифрах по апрелю месяцу. Можно лишь констатировать, что в связи со вступившими в силу поправками, количество возбужденных уголовных дел сократилось в среднем на 50%. Тенденция очевидна — пока не будет выработана новая практика, в том числе и судебная, снижение показателей продолжится. «Нужно время для перехода на новую систему» - отметили в СЗОТ. На фоне падения численности уголовных дел на таможне ожидают прироста по делам административным — поднявшаяся планка открыла широкое поле для деятельности. Под действие КоАПа подпадают все те товары, не задекларированные должным образом, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей (максимальная стоимость для личного беспошлинного использования), но не дотягивает до «уголовных» 1,5 миллионов.
У предпринимателей несколько иной взгляд на сложившуюся ситуацию. Генеральный директор компании «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что контрабанда, по сути экономическое преступление - должна экономически и караться. Для коммерсантов административное наказание даже более болезненно. Особенно если учесть, что отныне оно предполагает наказание в виде штрафа от половины стоимости товара до его троекратного размера. К этому стоит прибавить и обязанность по уплате таможенных платежей. Если, к примеру, взять те же 250 тысяч рублей, то при такой сумме незаконно ввезенного товара минимальное наказание составит 75 тысяч обязательных платежей и еще 125 тысяч штрафа. Итого — 200 тысяч в бюджет от нарушителя. При уголовном деле по старым ставкам можно было бы «отделаться» условным сроком (как это зачастую бывало) и штрафом в 100 тысяч.
Впрочем, у контроллеров хватает проблем и без новых поправок. Причина, по словам Руслана Кисса, в закрытии таможенных постов. Так, в частности, с 18 мая окончательно перестал существовать Выборгский таможенный пост (фактически же его деятельность прекратилась намного раньше в связи с задержанием 22 контейнеров контрабанды). Изменение логистических схем привело к очередям на таможенное оформление грузов. В результате чего, по мнению Кисса, невозможно выполнить технологическую схему контроля и провести контроль по всем правилам из соображений экономии времени: «таможенники пытаются просто разгрузить очереди», отметил Руслан Кисс. Многие грузы недостаточно досматриваются, что повышает риск «проглядеть» контрабанду. Кроме того, оформление документов при выявлении фактов незаконного перемещения грузов через границу — тоже отнимает время и силы.
Вообще же, нововведения в закон, несомненно, со временем принесут неплохие дивиденды, кроме этого, они убирают элемент абсурда: лимит в 250 тысяч для возбуждения уголовного дела действовал и для юридических, и для физических лиц. Для серьезного бизнеса это вообще копейки, для простых граждан — тоже повод поспорить. Заодно новые поправки несколько облегчают жизнь любителям покупать за рубежом, например, дорогие часы для личного пользования (случаи, когда хронометры ввозились пачками явно для продажи, мы опускаем). При легальном ввозе с часиков следовало уплатить налог — иначе уголовное дело. Но деньги на дорогую покупку были заработаны, налоги с прибыли уплачены, почему в таком случае необходимо снова делиться — недоумевали любители часов. Теперь «уголовная» планка для них повышена — грозит лишь штраф.
Ну а силовикам пока придется смотреть на падающие статистические показатели по уголовной линии в ожидании прироста по административной части.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»