
«Быть в ладу» - характеристика гармоничности человека. Происхождением она из музыки. Музыка учит быть в ладу с собой, миром, развиваться и быть здоровым. Весной, в пору отчетных концертов, «Фонтанка» возвращается к теме музыкального образования детей. Чтобы сказать - нет человека, которому «медведь наступил на ухо».
«Быть в ладу» - эта фраза не просто характеристика гармоничности человека. Происхождением она из музыки. Музыка учит быть в ладу с собой (в прямом значении:не искажать звуки-слушать себя), развиваться и быть здоровым. Весной, в пору отчетных концертов, «Фонтанка» возвращается к теме музыкального образования детей. Чтобы сказать - нет человека, которому «медведь наступил на ухо». И пытается понять, почему еще нам так нужна музыка.
Иностранные языки, футбол, дзюдо и прочие, также небесполезные занятия, потеснили музыку. Петербуржские школы искусств, даже в центре города, испытывают недобор учащихся. Интерес к музыкальному образованию несколько померк, в то время как раньше учить ребенка музыке считалось хорошим тоном.
Примечательная статистика была озвучена министром культуры Александром Авдеевым на совещании у президента России в конце апреля: в соседнем Китае только игре на рояле обучается 60 (!) миллионов детей. У нас же число посещающих музыкальные школы сократилось еще на 114 тыс. Президент попытался отшутиться, в том смысле, что не стоит сравнивать нашу страну и Китай с его миллиардным населением. Тем не менее, на самом высоком государственном уровне решили, что специальное музыкальное образование должно стать доступнее, а главное, качественнее.
К слову, по сравнению с советскими временами, обучение в музыкальной школе даже подешевело. В СССР родители юных пианистов платили 25 рублей в месяц (при долларе в 64 копейки). Сегодня это 500 рублей за рояль, гитару или хоровой класс. Дешевле стоит обучение на струнных, духовых или народных инструментах. Существует масса льгот по оплате. К примеру, за второго ребенка в семье вносят 50% от суммы. Такая же льгота распространяется на детей из неполных семей. А вот родители, где трое и более наследников, могут учить музыке своих ребятишек полностью за счет государства.
Кстати, сейчас в музыкальных школах учатся не семь лет, как в советские времена, а целых девять. Причем, детей в некоторых школах условно делят на две группы: те, кто усиленно занимается музыкой и в дальнейшем продолжит профессиональную карьеру, и на тех, кто осваивает музыкальный инструмент, что называется, для души. Это происходит после начальной (4-летней) школы. Одним предлагают основной курс, другим – облегченную программу. И зачастую при поступлении в первый класс дети на прослушивании уже играют сольные программки. Конечно, если эти ребята уже посещали подготовительные курсы. Как, например, в одной из школ искусств им. Г.Свиридова. Эта школа, расположенная в густонаселенном районе, не испытывает недостатка в желающих учиться на разных инструментах. «У нас даже на духовое отделение 3-4 человека на место, – говорит директор школы Наталия Веледеева. - Родители знают, что в школе существует образцовый детский коллектив «Духовой оркестр». А в прошлом году на отрывшееся театральное отделение заявлений было больше, чем мест, в десять раз».
Как ни странно, в центре города совершенно другая проблема – нет учеников. Там, где недвижимость активно скупается под офисы, педагогам приходится искать себе воспитанников. «Рекламируем школу, учителя ходят по общеобразовательным школам, сами и с детьми дают шефские концерты, - говорит замдиректора по учебной работе музыкальной школы им. С.Рахманинова Елена Матвеева. - Показываем инструменты, рассказываем о музыке в детских садах. Заинтересовываем, не все родители знают, на каких инструментах ребенок может пойти обучаться».
Раз не хватает малышей, педагоги готовы заниматься с подростками. К примеру, еще в 80-х годах прошлого века в школе на ул. Некрасова начали такой эксперимент. «Мы принимаем 13-14-летних детей на 3-годичное обучение на духовых и эстрадных инструментах. Конечно, берем детей, которые обладают музыкальными способностями, но опоздали на полный курс обучения. Таких ребят очень много. Когда–то у нас учились музыканты из таких популярных групп, как «Алиса» и «ДДТ», - вспоминает Е.Матвеева.
Выбираем педагога и инструмент
Какой инструмент выбрать, если ребенок еще не определился, подскажут педагоги на прослушивании. Это не очень трудное испытание для ребенка. Его попросят рассказать стихотворение и спеть песню, повторить голосом несложную мелодию, прохлопать ритмический рисунок. То есть, педагоги оценят музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость и память. В какую именно школу ребенок пойдет, не столь уж и важно. Сами музыканты, работающие с детьми, считают, что важнее найти «своего» учителя.
«Нужно попасть на собственную модель учителя. Все дети способные, но увидеть, услышать и развить талант не каждый учитель может, - убеждает заслуженный работник культуры, преподаватель по классу гобоя музыкальной школы № 7 Выборгского района Ирина Шихалеева. - Если вы попали на своего преподавателя, то ребенок, если даже он очень зажат от природы, сможет выйти на сцену и раскрыться. Внимательный педагог по специальности всегда поможет составить для ребенка удобное расписание, будет всегда заботиться, как о собственном чаде, чтобы этот ученик никогда не пожалел о том, что учился в музыкальной школе».
Стоит отметить, что в нынешние времена возникают объективные проблемы при выборе музыкального инструмента. Их в России практически не делают. Знаменитых ленинградских фабрик (таких, как «Красный октябрь» или фабрика щипковых музыкальных инструментов им. Луначарского), к сожалению, больше не существует. Но и приобретать новенькое чешское пианино за 100 тысяч рублей педагоги не требуют-можно перекупить старенький «Красный октябрь». Многие петербуржцы готовы отдать инструмент буквально за бесценок при условии самовывоза. Нередко струнные и духовые инструменты напрокат предоставляет школа. Что-то можно приобрести у родителей, чьи дети выросли.
Музыка дает радость и здоровье
Ребенок, обучающийся с детства музыке, не просто приобщается к прекрасному и развивает свой художественный вкус. Специалисты говорят, что он учится слышать, в том числе и свой внутренний мир, и с малых лет по-настоящему учится трудиться. Рассеянный, робкий и застенчивый дошкольник через год-два в музыкальном классе превращается в маленького оркестранта или солиста детского хора, приобретает уверенность. Он научится дарить радость окружающим и самому себе. Известно, что музыка лечит не только душу, но и, например, астму. Да, астматики нередко излечиваются от тяжелого недуга при обучении игре на гобое. Потому что музицирование на этом инструменте, как говорят специалисты, «включает» правильное дыхание, музыкальный ритм задает его правильность.
Педагог музыки пушкинской гимназии 406, имеющая консерваторское образование, Татьяна Аксентова убеждена: «Музыка имеет мощный терапевтический эффект. Впрочем, это наблюдали еще философы и музыканты в Древней Греции. Музыка гармонизирует полушария головного мозга, улучшает кровообращение, дает правильный посыл на дыхание, настраивает голос. Игру на блок-флейте Гиппократ советовал многим в качестве лекарства».
Метод «кнута» все испортит
Даже самое благое начинание по принуждению закрепит негативную эмоцию и может воспрепятствовать дальнейшим занятиям и интересу к музыке. Чтобы этого не произошло, лучше начать с совместного с ребенком посещения концертов и музыкальных вечеров, например в Филармонии. Сейчас также есть возможность отдать 4-х-5-леток на подготовительный курс в музыкальных школах, правда, на коммерческой основе. Это поспособствует сознательному приобщению малыша к музыке. Но надо быть готовым и к тому, что музыкальное мастерство без усилий не дается. Родителям придется направлять и поддерживать малыша на пути к музыкальному образованию.
По мнению известного музыковеда Григория Ганзбурга, большинство родителей – те, которые не хотят брать на себя хлопоты и возиться с музыкальным обучением: «Типичная фраза, которая при этом произносится, звучит так: “Моему сыну (дочери) медведь на ухо наступил”. Так, бывает, говорят и педагоги, но только педагоги не настоящие. Слух как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне имеют абсолютно все нормальные дети от рождения (исключение составляют, может быть, только глухонемые). В этом случае родитель или педагог как раз и есть тот “медведь”, который наступает на ухо ребенку, ограничивая его развитие не только музыкальное, но и общее».
Оксана Петрова