Практически каждый день в СМИ появляются сообщения о беде: нужны уникальные операции, дорогостоящие лекарства. Тем, к кому пришло горе. Трудно найти человека, который не слышит эти просьбы. Но большинство людей никогда не дает ни копейки. И дело не в жадности. Дело в технологии помощи. Она старорежимна и неудобна.
Что должен сделать человек, если он по FM-радио слышит просьбу: люди добрые, помогите Христа ради? Многое. Первое: остановиться и записать расчетный счет, телефон. Практика показывает: даже если ты реагируешь мгновенно, то к моменту записи уже все прослушал. Второе: если вдруг тебе это удалось, то нужно найти сберкассу, отстоять очередь, заполнить непонятный никому бланк и, наконец, помочь. Обычно так поступает человек, если это касается его лично, да и то - если приперло. Вот и вся причина. Нормальный никому помогать не будет. Просто нет времени. Просто лень. К 2010 году мировоззрение накатило европейское, а пути его реализации - все монгольские.
Надо не интонационно убеждать людей, а помогать им делать добро. Им должно быть удобно. После землетрясения на Гаити в США за пару месяцев «физиками» было собрано более 250 миллионов долларов. Как вы понимаете, они не в Сбербанк США очередь стояли. Они в простых банкоматах перевели столько, сколько посчитали возможным. Представьте себе, что вы завтра хотите перечислить сумму в Пермь, в помощь жертвам «Хромой лошади»? Представили сколько мытарств?
Итак: в телефоне мобильном обыкновенном столько функций, что до Марса долететь можно. А глобальные операторы сотовой связи – это сверхпроцессоры, которые считают в секунду миллиарды операций. Создать две очень простых опции не мудрено. Первая: при информировании общества об очередном несчастье с кем-то, тут же называется четырехзначное СМС и трехзначный код. И любой гражданин, сидя в своей машине, может со счета своего мобильника снять 10 рублей. 10 – это очень мало пока сто тысяч людей не сбросятся. То же самое и с автоматами платежной системы. Добавить им лишнюю опцию – не нобелевская премия.
Есть, правда, тонкости. И мобильный оператор, и компании, владеющие терминалами, должны зарабатывать с этих операций. То есть с каждых десяти рублей кроху отщипывать себе. Ничего чудовищного. Переживем.
К тому же до акционеров легко дойдет, что если они понесут минимальные потери на предоставлении услуг бесплатно, то больше заработают на имидже. Они смогут сказать, что с горя денег не берут. А это хорошая реклама. К тому же не последнюю роль имеет доверие. Поэтому крупные известные компании важны – они не украдут.
Плюс никто не отменял прозрачность – разработать интернет-портал, где по каждому нуждающемуся есть счетчик в режиме оn line не сложно. Также там должен быть результат: лекарство куплено, не хватает еще столько-то. И обязательно сообщать о трагедии, если она произошла. Извините, но примерно так: 10 рублей не хватило – ребенок умер.
Конечно, последнее – это метафора. Но если такая метафора публично зафиксирована, то это зеркало. А в нем некое отражение каждого из нас.
В противном случае, мы действуем как при совке – по блату. Если помогаем, то потому, что он наш знакомый. Это не плохо. Только в случае настоящей беды стоимостью «миллион» - не выручишь.
Замдиректора АЖУР Евгений Вышенков