Все автобусы «Пассажиравтотранса» будут оборудованы многофункциональным бортовым оборудованием на базе ГЛОНАСС/GPS в ближайшие месяцы. Городскому бюджету оснащение каждого обойдется в 50 тысяч рублей. Почему так дорого - узнала «Фонтанка».
Все автобусы ГУПа «Пассажиравтотранс» будут оборудованы многофункциональным бортовым оборудованием на базе ГЛОНАСС/GPS в ближайшие месяцы. Оборудование для 1535 единиц подвижного состава поставит победитель конкурса, состоявшегося 11 мая, - компания CSBI Group. Городскому бюджету оснащение одного транспортного средства обойдется в 50 тысяч рублей.
Лимит финансирования по данной конкурсной процедуре составлял 84 миллиона рублей, тогда как по результатам контракт будет заключен на 78 миллионов рублей. Таким образом, цена контракта была снижена на 7%. Победителем стала компания, которая уже выигрывала городские тендеры в прошлом году - ООО "СиЭсБиАй Групп" (среди клиентов фирмы - банки "Санкт-Петербург", "Русский стандарт", Международный банк Санкт-Петербурга). Вторым претендентом на лот было ООО "КАР", которое также уже имеет опыт в сфере IT-технологий и уже побеждало в городских конкурсах.
"СиЭсБиАй Групп" на рынок навигационных технологий вышла недавно, прежде была известна как производитель информационных решений для банков, государственных и муниципальных органов власти. Кстати, на этом поприще компания весьма преуспела, реализовав за 16 лет более 300 проектов в финансовых институтах различного масштаба и входит в 100 IT-компаний России.
На сей раз вопросы у перевозчиков может вызвать не имя победителя, а сумма закупки - 78 миллионов рублей, то есть по 50,8 тысяч за комплект, что весьма недешево. В комитете по транспорту поясняют, что в лимит финансирования по процедуре государственного заказа вошла не только поставка оборудования, но его установка и ввод в эксплуатацию, а также аппаратное программное обеспечение. При этом в комплект бортовых комплексов включены - помимо блока взаимодействия с комплексом меток радиочастотной индикации - ещё и модуль взаимодействия с оборудованием системы электронного контроля оплаты проезда, тревожная радиокнопка, интерфейс модуля цифровой радиосвязи стандарта TETRA, влагозащищенный корпус и модуль автономного питания. Обучение водителей работе со сложной техникой и техническое сопровождение в течение 12 месяцев также должен обеспечить поставщик.
Новое оборудование должно, как пояснили в СПБГУ "Организатор перевозок", решить и еще одну важную проблему: некоторые водители отключают бортовое оборудование. "Практически в 90% утери работоспособности бортового оборудования виной является человеческий фактор, - пояснил "Фонтанке" Денис Толмачев, заместитель директора ГУ «Организатор перевозок», - Концептуальными нововведениями прошедшего конкурса являются такие критерии, как: внутренний аккумулятор на 24 часа автономной работы; корпус, позволяющий обеспечить защиту от пыли и от влаги, в том числе от несанкционированного отключения антенн и бортового питания.
Кроме того, вскоре «Организатор перевозок» проведет еще один конкурс на обслуживание систем ГЛОНАСС/GPS, установленных на бортах городского транспорта. Победитель конкурса будет обязан устранять неполадки в работе бортового оборудования в течение 3-х часов".
Чиновники обещают на этом не останавливаться и до конца года оснастить приборами на основе ГЛОНАСС более 3000 транспортных средств "Пассажиравтотранса" и "Горэлектротранса". После этого можно будет говорить о полном контроле над всеми автобусами, троллейбусами и трамваями (не считая частников) в Центре автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (Центр АСУ ГППТ). По словам вице-губернатора Алексея Сергеева, навигационное оборудование в 2008 году помогло сэкономить 27 миллионов рублей бюджетных средств, а в 2009 - уже 122 миллиона рублей. И это при том, что к ГЛОНАСС было подключено лишь небольшое количество автобусов.
Мария Могилевская, Павел Гинев, "Фонтанка.ру"
СПРАВКА: К середине 2009 года на ГЛОНАСС приходилось около процента всех навигаторов. Основу ГЛОНАСС должны составлять 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях. Тогда в состав орбитальной группировки входило 20 аппаратов. Из них 18 работали, а два выведены на техобслуживание. В настоящее время себестоимость приемников ГЛОНАСС в десять раз превышает цену соответствующих решений американской спутниковой системы GPS. Кроме того, GPS обеспечивает меньшее энергопотребление и обладает гораздо меньшими габаритами. Петербургский транспорт предлагается оснащать гибридными навигационными модулями - ГЛОНАСС/GPS.