Один из богатейших людей Европы, венгерский бизнесмен Шандор Демьян прилетел в Петербург, чтобы принять участие в посвященном Победе кинофоруме. Встретившись с генеральным директором АЖУРа Андреем Константиновым, владелец девелоперской компании TriGranit рассказал о себе и своих российских планах. В том числе — о масштабных инвестициях в культуру и кинопроизводство, которые он собирается реализовать в Петербурге.
- Господин Демьян, Вы, если так можно выразиться, «неслучайный» гость на Петербургском кинофоруме?
- Неслучайный. У меня в отношении Петербурга серьезные планы, а возникли они прежде всего потому, что я очень люблю ваш город. Люблю и выделяю его среди других городов. Я бывал во многих российских городах, но сразу чувствую, когда говорю с питерцем. Здесь особые традиции, которые не удалось вытравить ни насилием, ни распоряжениями власти.
- Вы говорите не как бизнесмен, а как просто… как поэт!
- Ну да, раз я бизнесмен, то должен быть непременно технократом? На самом деле бизнес – это ведь, если хотите, своего рода особая философия. Это творчество, это искусство. Я бы сказал, что в бизнесе – два берега: технократический и гуманитарный. Каждодневная работа – это один берег, а мечты и любовь – другой.
И вот из-за такого дуалистического понимания бизнеса я и сумел создать в Венгрии новый национальный театр, чем очень горжусь. Ведь Будапештский дворец искусств получил приз мировой культуры после реконструированного Лувра и музея Гуггенхайма. И в моем дворце – это я не хвастаюсь, это признано экспертами – самая лучшая акустика в мире. Здесь надо сказать спасибо американскому гению Расселу Джонсону, к сожалению, уже покойному. Его мне порекомендовали специалисты, сказав, что из пяти лучших в мире залов по акустическим характеристикам – три делал он. И когда я с ним встретился, то предложил чек на любую сумму, какую он захочет, при условии, если он сделает самый лучший в мире зал. И у нас там сейчас такое, что рассказывать можно очень долго: и так называемые «звонящие» камеры, которые могут увеличивать объем звука в разных местах зала, и система цифрового управления звуком просто для конкретного кресла и много чего другого.
А самое главное – в моем зале звучание ровное, не как в классическом варианте, когда те, кто сидят впереди, слышат больше и лучше.
- Можно построить самый совершенный театр, но если он попадет в руки бездарному менеджеру, то… Вы довольны тем, как, если можно так сказать, «эксплуатируется» Ваш дворец?
-Да. Знаете, в Байрейте каждый год проходят представления Вагнера, и весь мир заказывает билеты за три года вперед, чтобы попасть в Байрейт на Вагнера. Так вот, когда руководитель Байрейта услышал мою акустику… В общем, уже третий год они приезжают к нам. И потом – во дворце же не только играют, но и записывают. Кроме того, там и арена для современной эстрады и еще много чего.
- Это же очень дорого - содержать такое технически сложное сооружение…
- А это вопрос грамотного менеджмента. Если с умом подходить, то… Я так Вам скажу: по моему глубочайшему убеждению, в 21-ом веке самым главным бизнесом будет не торговля нефтью или газом, а как это ни неожиданно звучит, реализация культурных проектов и связанный с этим туризм. Да, да. Вы посмотрите, какие сборы могут делать удачные кинопроекты! Это же супервыгодный бизнес! Кстати, понимая это, я построил под Будапештом самую современную киностудию, такую, какой еще не было.
Мой партнер по этому проекту Эндрю Вайна, всемирно известный продюсер, раскрутивший и Сталлоне, и Шварценеггера. Скажу прямо: российское правительство пока не понимает, какие большие деньги можно делать на российских артистах, художниках и писателях. И это обладая такими ресурсами талантов! Да поверьте, при грамотном менеджменте самые главные звезды в мировой культуре были бы именно российскими, в самых разных направлениях! Я верю, что вы придете к этому.
Более того, я считаю, что именно Петербург можно сделать центром мировой культуры и мирового искусства.
- Ваши слова да Богу в уши, господин Демьян. К сожалению, сегодня мне очевидны очень большие проблемы в этой сфере. В советское время, когда технических возможностей было меньше – как ни странно, но интересных спектаклей, фильмов, книг – было больше. Может быть, художники должны быть голодными?
- Согласен, такая проблема есть, и не только в России. Почему богатая Западная Европа (в том числе богатая традициями) сегодня на спаде? Английская молодежь уже даже учиться не хочет, они гуляют себе на испанском побережье на родительские денежки, и никакой мотивации у них нет. Поэтому лично я вижу будущее за Восточной Европой, за хорошо образованной и не очень богатой молодежью, у которой есть мотивация к росту. Вся динамика развития мира всегда на 95% зависит от мотивированного бедного подрастающего поколения. Я вот вырос сиротой, по интернатам, я даже голодал – ох какая мотивация у меня была! Я всегда помню об этом, поэтому и создал фонд, через который поддерживаю 10 тысяч неимущих детей.
Я не скрываю, что 95% своего имущества собираюсь завещать фонду поддержки бедных детей.
Так вот: в России очень большой ресурс бедных, но при этом талантливых и мотивированных молодых людей. Слава Богу, российской власти удалось сохранить неплохую систему образования в средней школе – дай Бог, чтоб не испортили. Так вот – всей этой молодежи нужны просто профессиональные менеджеры. И дело пойдет! Я у вас вижу концентрацию талантов намного выше, чем в остальном мире. Эти бы таланты, да в профессиональные руки. Ну и, конечно, важна атмосфера. Скажем, Петербургу необходимо большее количество мероприятий вроде кинофорума, на который меня пригласили. Это очень важно для занятия лидирующих позиций в будущем.
- Вы искренне считаете, что наш кинофорум может превратиться в кинофестиваль международного уровня?
- Безусловно, только этим надо заниматься, нельзя стоять на месте, надо идти вперед. А шанс есть. Я ведь неплохо знаю эту фестивальную публику. Им надоедают одни и те же места, они постоянно хотят чего-нибудь новенького. И я бы приурочил ваш фестиваль к началу белых ночей. Это же бренд! И тогда можно было бы на этот фестиваль до 200 тысяч туристов вытащить. Но для этого нужна другая инфраструктура . Нужна внятная концепция руководства города. И, конечно, нужен такой центр, где можно представлять премьеры таких фильмов, как «Аватар». Как Вы понимаете, технические параметры Михайловского театра, они, мягко говоря, не совсем соответствуют.
- Вы намекаете на строительство Дворца Искусств в Петербурге?
- Я не намекаю, я прямо говорю, что собираюсь представить на конкурс свои предложения осенью этого года. Слава Богу, кое-какой опыт у меня и моей компании имеется.
- Это будет что-то типа Дворца Искусств в Будапеште?
- Речь не идет о тиражировании типового проекта, разумеется. Петербург требует индивидуального подхода. Но сама идея комплексного сочетания концертных и кинозалов, галерей, студий, пресс-центров и конгресс-холлов – да, предлагаться будет проект, базирующийся именно на такой идее. В моем представлении, петербургский Дворец Искусств должен иметь и так называемые «конгрессные» возможности. У вас же проходит ежегодный экономический форум, вот надо, грубо говоря, «не отходя от кассы» обеспечить этот форум и культурными мероприятиями соответствующего уровня. Петербург, кстати говоря, далеко не в полной мере реализует свой потенциал «конгрессного» туризма.
А если вернуться к вопросам развития культуры…
Я люблю искусство разных стран. У Китая многотысячелетние традиции, у Индии. Никого не хочу обижать, но по-настоящему свою музыку и танцы понимают только они сами. А наша, так сказать, «белая» культура должна подпитываться за счет европейских талантов. Только ради Бога, не стоит видеть в моих словах какую-то неполиткорректность - я как раз за то, чтобы в саду цвели все цветы. Плохо, когда одни цветы начинают подавлять другие. Я, к примеру, люблю розы, но не хочу жить в глобально розовой стране. И надо сказать, что именно Россия может создать противовес глобализации, унифицированию культуры. Только для этого нужно сконцентрировать все российские возможности. А лучшей площадкой для этого как раз является Петербург.
- Как быстро может окупиться строительство такого объекта, как Дворец Искусств в Петербурге?
- Это будет зависеть в том числе и от того, насколько быстро в Петербурге будет разработана концепция развития и «менеджирования» культуры.
Но, если говорить «прикидочно», то, наверное, потребуется лет пять. Это если исходить из опыта Будапешта, где Дворец Искусств продает каждый год примерно миллион билетов. Но здесь эти показатели могут быть и лучше, если всерьез начать делать из Петербурга фестивально-конгрессный город. Поверьте, мир устал от небоскребов, звезды не хотят быть звездами в антураже американских высоток. А где еще можно найти такую атмосферу, такую, если хотите, архитектурную декорацию, как в Петербурге? Лондон и Париж? Но эти города уже задыхаются, они уже не справляются с имеющейся нагрузкой.
И очень хорошо, что в Петербурге есть разные площадки, другие объекты культуры искусства. Это очень хорошо, но в любом деле нужен флагман. Не сочтите за нескромность, но я таким флагманом готов стать.
Моя компания третья в Европе по инвестициям, хотя ей всего 15 лет. Но по части инвестиций именно в культуру – мы первые. Я очень люблю Петербург, и если бы мне выпало строить в этом городе, то я строил бы очень бережно, очень деликатно. Я бы строил современно, но с оглядкой на традиции и историю города. Надеюсь, что у меня все это получится…
Справка:
Шандор Демьян - самый богатый человек в Венгрии и основной владелец крупнейшей в стране девелоперской компании TriGranit. Компания осуществляет инвестиции в недвижимость в Центральной и Восточной Европе — строит торговые, офисные, развлекательные центры, отели. Совокупная стоимость инвестиционного портфеля проектов оценивается экспертами в 1,5 млрд евро.
Среди проектов компании Millennium City Center, WestEnd City Center, Национальный театр в Будапеште, Esplanada City Center в Бухаресте, курортные зоны в Загребе и на Сейшельских островах и др. В 2007 году компания заявила о предстоящих инвестициях в российскую недвижимость в объёме около $5 млрд. Среди проектов: строительство жилого квартала в Краснодаре общей стоимостью более $1,6 млрд, современной киностудии с медиацентром в Санкт-Петербурге. Также компания осуществляет проекты по строительству сахарных заводов в Воронежской и Рязанской областях. Среди интересов Демьяна также лотерейный бизнес. У Шандора Демьяна и созданного им консорциума компаний есть опыт реализации лотерейных проектов в Австрии, Венгрии, Израиле и в России — его компания "Орглот" занималась российским проектом «Гослото».
Беседовал Андрей Константинов