Речной Регистр сорвал планы немецкого судна Гринпис «Белуга II», которое утром 7 мая должно было отправиться из Петербурга в экспедицию по Волго-Балтийскому водному пути. «Зеленые» негодуют и недоумевают, почему им препятствуют. Чиновники успокаивают: замените морское оборудование парусника на речное и, как говорится, счастливого плавания.
Парусник Гринпис Германии «Белуга II» пришвартовался у Английской набережной 4 мая. Официальное разрешение на вход немецкого судна во внутренние воды России было подписано премьер-министром Владимиром Путиным. «Зеленые» планировали, что уже 7 мая они отправятся по запланированному маршруту в Москву. В экспедиции по Волго-Балтийскому водному пути должна была участвовать российско-немецкая команда, которая в течение месяца намеревалась исследовать воду российских рек на содержание опасных веществ.
Но этим планам не суждено было сбыться. Как говорится в официальном сообщении Санкт-Петербургского отделения Гринпис, вечером 6-го мая на причал явился представитель Российского Речного Регистра. «Не обратившись к капитану, не поднявшись на борт и не ознакомившись с документами, инспектор сделал вывод о том, что судно не соответствует правилам, - сообщается в пресс-релизе «зеленых». - Однако, как пояснил чиновник, судовладелец может обратиться в специализированную коммерческую организацию, которая за определенное вознаграждение может быстро решить эти проблемы и привести судно в соответствие с действующими нормативами. При этом акт освидетельствования не составлялся. Ни команде, ни судовладельцу не было предоставлено никакой информации о конкретных несоответствиях».
На следующий день Гринпис настоял, чтобы эксперт повторно прибыл на судно и осмотрел его, как и полагается. Специалист прибыл, осмотрел еще раз и повторил, что никто никуда не плывет. Затем сотрудник удалился, пообещав в скором времени прислать акт несоответствия, а команда «Белуги II» вместе с питерскими коллегами осталась ждать «вердикта» грозного эксперта.
Как заявил «Фонтанке» руководитель Санкт-Петербургского отделения Гринпис Дмитрий Артамонов, претензии российских госслужащих абсолютно необоснованны и больше смахивают на придирки пожарной инспекции, когда у нее появляется интерес усложнить жизнь той или иной организации. По словам питерского «зеленого», «Белуга II» - превосходно оборудованное и оснащенное судно, полностью готовое к длительным экспедициям. Неожиданность запрета на плавание невольно (учитывая цель Гринпис) наводит на мысль, что власти не хотят независимого исследования качества воды в российских реках.
Если эта мысль справедлива, то здесь заинтересованных ждет разочарование. Как уверил Артамонов, исследование состоится в любом случае, просто придется использовать автотранспорт и резиновые лодки. Это, конечно, осложнит задачу и увеличит срок экспедиции, но на результаты никак не повлияет. А то, что пробы воды покажут значительный уровень загрязнения, в этом экологи не сомневаются. Эти данные будут представлены на министерскую сессию ХЕЛКОМ (Руководящий орган Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтийского моря – единственный международный договор о контроле за сбросом опасных веществ, в котором участвует Россия), которая пройдет в Москве в мае.
В Северо-Западном филиале Российского Речного Регистра «Фонтанку» уверили, что никакого отношения к деятельности Гринпис их претензии не имеют. Судно — одно из многих, которое по Водному кодексу обязано проверять квалификационное общество. Во время первого визита эксперта на паруснике не оказалось русскоговорящих членов экипажа, поэтому и не было составлено никаких документов и пришлось возвращаться на следующий день. «Белуга II» - это морской парусник, который собирается в плавание по рекам, - объяснил старший эксперт Владимир Ковалев, - он немного не соответствует тем требованиям, которые российское законодательство предъявляет к речным судам. В частности, у него нет необходимого радионавигационного оборудования».
По словам специалиста, радиостанции парусника могут принимать только морские диапазоны, и поэтому команда в случае непредвиденного ЧП не сможет связаться ни с береговой охраной, ни с другими судами, находящимися на речной частоте. Аналогичная ситуация и с ходовыми огнями. «Они не только не смогут подать сигнал бедствия, но даже обменяться информацией с другими судами, для того, чтобы разойтись в речном пространстве. Наши требования обусловлены их же безопасностью», - подчеркнул Ковалев. По словам госслужащего, как только эти недостатки будут устранены, «Белуга II» может смело отправляться в путь.
При повторном звонке в Гринпис выяснилось, что злополучный акт несоответствия им уже вручили. В нем, по словам волонтера Алексея Киселева, действительно, указано, что «Белуга II» должна быть оборудована российскими радиостанциями. Однако «зеленые» убеждены, что в этом нет необходимости, так как они уже заказали и оплатили лоцманскую проводку, а у лоцмана есть своя рация. Наибольшее возмущение у несостоявшихся рекопроходцев вызывает то обстоятельство, что, согласно акту, им необходимо приобрести у коммерческой организации «Обоснование разового перегона судна по внутренним водным путям в соответствии с правилами Речного Регистра». «Получается, что как только мы купим этот документ, нам сразу же можно будет отправляться, и уже будет неважно - есть ли у нас радиостанции или ходовые огни», - недоумевает Киселев. Дмитрий Артамонов же добавляет, что «Белуга II» имеет класс «река-море», регулярно ходит по рекам и морям Европы и ни разу не сталкивалась с подобными проблемами.
Услышав столь противоречивые версии происходящего, «Фонтанке» пришлось вновь обращаться за комментариями к старшему эксперту Владимиру Ковалеву. «Покупка «Обоснования» не дает права на проход по рекам, - пояснил специалист, - просто им нужно обратиться к проектной организации, которая просчитает, куда конкретно по российским требованиям они должны установить ходовые огни и радиостанции». Как заявил эксперт, лоцман со своей карманной рацией не решит проблему, так как в обширных российских речных водах есть мертвые зоны для коротковолновых частот, поэтому необходимы длинные волны. Что же касается утверждения о классе «река-море», то, по словам Ковалева, оно не соответствует действительности. В противном случае в квалификационном свидетельстве парусника стояла бы аббревиатура RSN, говорящая об этом.
Кстати, как отметил Ковалев, о необходимости устранения перечисленных недостатков судовладелец был уведомлен еще в марте, когда премьер подписал разрешение на вход во внутренние воды. Если бы экологи внимательнее читали присланное им Минтрансом письмо, им не пришлось бы сейчас скучать на Английской набережной. Хотя эксперт не исключает, что это упущение портового агента, который вовремя не позаботился об этом. В любом случае, лишь после того, как на судне появится речное оборудование, команда «Белуги II» может начать готовиться ... не к исследованиям, а к тому, что их начнут проверять сотрудники надзора на внутреннем водном транспорте. Так что, когда Гринпис приступит к выполнению своей задачи, пока сказать трудно.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»