К 65-й годовщине Великой войны ни государство, ни общество так и не определили своего отношения к генералиссимусу. Между тем, если все-таки начнется очередная кампания по десталинизации, Иосиф Виссарионович ее переживет. Как пережил все предыдущие.
Давайте не будем забывать, что за последние пять десятилетий у нас уже были две десталинизации. Первая десталинизация – хрущевско-оттепельная. Осудили культ личности Генералиссимуса, вынесли его тело из Мавзолея, начали публиковать Солженицына.
Вторая – перестроечная. Сказали буквально всю правду о репрессиях. Перечислили десятки миллионов убитых и замученных. Опубликовали всё, что можно. Миллионным тиражом пустили в магазины «Архипелаг ГУЛАГ».
И чем дело закончилось? «Архипелаг» пылится себе на задних полках, никто его не берет. Путин вон на встрече с вдовой писателя предложил ввести «Архипелаг» в школьную программу, чтобы хоть как-то напомнить о существовании «главной русской книги XX века». А у Иосифа Сталина дела идут не в пример лучше: по опросам ВЦИОМа, к его 130-летию (декабрь 2009-го) 54% россиян высоко и очень высоко оценивают лидерские качества генералиссимуса, а 37% относятся к нему просто таки хорошо (а просто таки плохо – всего 26%).
И примерно так будет, пока еще существует российская, она же русская цивилизация.
Почему? Потому что Иосиф Сталин воплощает все идеальные качества русского правителя. Сталин – в наивысшей степени то, чего русский народ ждет не дождется от своего лидера.
Дело в том, что согласно русской традиции наша власть не имманентна народу, а трансцендентна ему. В переводе с умного русского на обычный это значит: для русских власть – нечто, приходящее извне и уходящее в никуда. Марсиане, наделенные неким тайным секретом / рецептом власти. Которого у русских, с их органическим анархизмом, нет и не может быть. Со времен Рюрика, т.е. самого установления русской государственности как таковой: да приидите княжить и володеть нами…
Всякая власть в России есть, по сути, оккупационная. И народ это не смущает. Наоборот. Если вдруг исчезает священное отчуждение между властью и народом, если простому человеку становится понятно, откуда и как берется власть, правители тут же теряют легитимность. Примеры на нашей памяти: Горбачев, Ельцин. Потому-то классическая демократия европейского образца, предполагающая, что граждане выбирают себе правителей точно таких же, как они сами, в России невозможна. Забудьте.
Народ русский не ждет от власти ни милостей, ни милосердий. «Повышение жизненного уровня» - это из другого политического лексикона. А ждет – твердой повелительной жесткости (жестокости), способной собрать рыхлую национальную массу и бросить ее на достижение великого вселенского результата. Настоящая власть в России – это четыре «П»: принуждение (без которого у нас ничего серьезного не делается), пространство (в смысле его расширения, русское сознание смертельно боится тесноты, потому так всегда сладостны нам территориальные приобретения и горестны - потери), победы, подвиги. Если всё это есть – правитель хорош. Нет – плох. Добрый царь никому не нужен.
Нужен злой царь, чтобы учил и дрючил нас, как строгий учитель. И в этой строгости – бесконечная справедливость. Мы же благодарны суровому отцу, за то, что бил нас и благодаря тому вывел в люди. Вот потому Петр I, Екатерина II, Иван Грозный – правильные русские правители. А Борис Годунов, Горбачев, Ельцин – неправильные. И правильными им уже не стать, как бы ни переоценивались ценности и ни закруглялись исторические зигзаги.
В этой иерархии оккупационных царей Иосиф Сталин – абсолютный чемпион. Русское сознание может его дискурсивно ненавидеть, но не может им интуитивно не восхищаться. А русская душа, как давно известно, - женская, потому для неё достоверно только интуитивное.
Так что мой совет современным десталинизаторам, среди которых есть и мои личные друзья, таков. Не боритесь вы со Сталиным по-серьезному. Все равно проиграете. Если уж хотите уменьшить его влияние – идите путем попсовизации образа. Превращайте его в Че Гевару. Или в Микки-Мауса. Сделайте из чёрной иконы пёстрый брелок.
Но не обижайте Сталина, не ругайте Сталина, не запрещайте Сталина. Русский народ вам этого не простит.
Станислав Белковский