Закончился первый Санкт-Петербургский кинофорум, приуроченный к юбилею Победы. Накануне закрытия состоялся круглый стол, тема которого не была напрямую связана с военным лейтмотивом смотра. Собравшиеся в Белом зале Комитета по культуре Петербурга критики, историки, продюсеры и режиссеры решили прочертить историческую перспективу бытования кинематографа в нашем городе.
Не секрет, что у Петербурга имеются все основания, чтобы гордиться достижениями прошлого: и далеким от кино людям знакомо словосочетание «ленинградская школа» – применительно к кинематографу 60-80-х годов. Однако за круглым столом даже киноведы, которым в силу сугубо профессиональных причин, наверное, было бы интересней окунуться в живописные исторические детали, предпочли поговорить о болезненных проблемах, с которыми сталкивается кино в нашем городе сегодня.
Начали за упокой. Говорили о том, в каком плачевном состоянии находится легендарный «Ленфильм» – студия буквально погибает от недостатка средств. Остановились на проблемах образовательных учреждений, занятых подготовкой кинематографических кадров, – учащимся банально негде смотреть кино, а выпускникам некуда идти работать. Если учесть, что за столом собрались многие преподаватели Университета кино и телевидения – режиссер Константин Лопушанский, киноведы Любовь Аркус и Елена Грачева, ситуация действительно выглядит плачевно. Особенно остро проблемы петербургской кинонауки обрисовал историк и преподаватель Петр Багров, рассказавший, что считавшийся до недавнего времени утерянным немой фильм Евгения Червякова восстанавливается… на итало-аргентинские деньги. Сегодня для России история своего кино – это дорого. Парадокс, но наши ученые рискуют увидеть картину в пиратской, скаченной из интернета копии.
Вообще, если верить словам присутствующих, в сегодняшней России отсутствует интерес не только к истории кинематографа, но и к его настоящему. В нашем кино полным ходом идут масштабные реформы, но это совсем не останавливает медленное умирание единственного в Петербурге профессионального киножурнала – «Сеанса». О его судьбе охотно говорили все собравшиеся, благо, среди них оказалось много авторов и друзей издательства, известного не только журналом, но и внушительной энциклопедией по истории современного кино, серией «Библиотека кинодраматурга» и другими книжными проектами. Константин Лопушанский заявил, что «Сеанс» – больше, чем просто журнал: «Это одно из немногих мест, где бурлит интеллектуальная жизнь, где формируется понимание кинематографа, место, куда может прийти молодой человек со своими идеями и мыслями».
«Недостаток мест, вокруг которых формировалось бы поле кинематографической мысли, – одна из главных причин упадка, который переживает кино в России» – заметил директор московского Музея кино Наум Клейман. Известно, что именно Музей кино активно поддерживал тех режиссеров, которых сегодняшняя критика называет «новой волной». Из залов на Пресне вышел к широкой публике и Борис Хлебников, и Алексей Попогребский, и Андрей Звягинцев. Ныне музей выселен московскими властями. Директора разгромленного музея поддержали продюсеры Артем Васильев и Андрей Сигле. Г-н Сигле в своем выступлении иронически подытожил встречу: «Мы палата больных, которые обмениваются диагнозами, проблемами и жалобами. Только доктора нет».
Очевидно, проблемы кинематографа даже на местном петербургском уровне требуют комплексного решения, большой программы действий по поддержке образовательных инициатив, киностудий и интеллектуальных центров, строительства альтернативной системы муниципального проката. И далеко не все эти вопросы по силам решить руководителю Комитета по культуре Антону Губанкову, представлявшему на встрече правительство Санкт-Петербурга. Но важно хотя бы сформулировать проблемы и обратить на них внимание. И с этой задачей кинофорум справился.
Глеб Ведищев
«Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-младший
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»