
27 апреля в Михайловском театре произошло событие долгожданное и для театра во многом знаковое: в премьере текущего сезона, опере Галеви «Иудейка», выступила звезда мировой величины, американский тенор Нил Шикофф.
Это событие само по себе для театра знаменует определенный этап: от покупки «секонд-хэнда» – уже изрядно «потрудившихся» на европейских сценах постановок, которые порой были населены довольно случайными приглашенными солистами, – Михайловский (попутно обретя и постоянного главного дирижера и музыкального директора) перешел к практике оригинальных постановок на собственных подмостках, при этом как развивая собственную труппу, так и вполне осознанно выбирая приглашенных солистов и режиссеров.
Еще совсем недавно даже просто помыслить, что в новой постановке «Малого оперного» будет петь приглашенная звезда мировой величины, было решительно невозможно. Времена директорства Станислава Гаудасинского лишь подтверждали старую советскую шутку – мол, у нас в стране есть Большой театр, есть Кировский, и есть – «остальные». Теперь уже вряд ли у кого-то остались сомнения, что Михайловский театр не только отличается «лица необщим выраженьем», но и по творческим завоеваниям опережает иные столичные театры.

Приглашение Нила Шикоффа на партию Элеазара – это стопроцентное попадание в цель. Элеазар для знаменитого американца гораздо больше, чем просто одна из ролей его обширного репертуара; это в полном смысле его «визитная карточка». В отличие от девяноста процентов теноровых ролей, здесь герой Шикоффа – не юный герой-любовник, а изрядно поживший старый еврей-ювелир, и поэтому даже специфическая походка и манера стоять на сцене во время пения (вызывавшая улыбку у автора этих строк, когда Шикофф пел Рудольфа в «Богеме» или Альфреда в «Травиате») здесь стопроцентно, как говорится, работает на образ.
Нил Шикофф обладает взрывным, порою даже плохо управляемым сценическим темпераментом (рецензент был свидетелем того, как в Мюнхенской опере Шикофф – Хозе с такой силой ударил ножом – разумеется, бутафорским – Кармен в исполнении нашей соотечественницы Елены Зарембы, что певице после спектакля пришлось накладывать швы на руку, которой она заслонила живот). Однако в «Иудейке» композитор предусмотрел немало мест, где певец может излить свой темперамент, не рискуя травмировать партнеров: Элеазар нередко буквально взрывается от ярости и обиды по отношению к христианам или своему давнему недругу – Кардиналу де Броньи.

Даже некоторое отрицательное обаяние, свойственное Шикоффу-актеру (в реальной жизни – милейшему человеку), здесь тоже шло, как говорится, «в общую копилку»: Элеазар – несправедливо обиженный человек и безусловная жертва – тем не менее далеко не добряк, не однозначно положительный персонаж.
Что же касается вокала, то Шикофф (а кто ожидал иного?) показал просто блистательную форму – и все ансамбли, а особенно – знаменитая ария «Rachel, quand du Seigneur» были исполнены им не просто с блеском, но и с глубочайшим смысловым наполнением каждого звука и каждого слова. Певец продемонстрировал, как в идеале роль и вокальная партия должны быть выстроены «от и до», без пренебрежения малейшими деталями. Он выдал такое мощное содержание роли и столько привнес в спектакль «своего», что даже не вполне удачная и спорная постановка Арно Бернара заиграла новыми красками.

Нельзя не упомянуть еще и о том, что молодые певцы мечтают купить за любые деньги (но это, увы, не продается), – о колоссальной харизме певца. Он овладевает вниманием зрителя и «примагничивает» взоры публики, даже если просто стоит или сидит на сцене, не производя никаких активных действий. Это – великий дар; из отечественных оперных артистов им обладают, пожалуй, только Елена Образцова, Владимир Атлантов и Владимир Чернов.
В выступлении Шикоффа был и еще один момент: он так «завел» своих партнеров по спектаклю, что те, можно сказать, проявили максимум своих способностей. И это еще один признак спектакля мирового уровня, когда поет не «молодец среди овец», а звезда в окружении ничуть не срамящих спектакль коллег. В роли Рашель Мария Хосе Сири (кстати, спевшая премьеру неважно) выступила просто великолепно. Самых превосходных эпитетов заслужила и Наталья Миронова в партии Евдоксии. Джан Лука Пазолини (Леопольд) тоже старался соответствовать уровню спектакля, которому позавидовала бы и Метрополитен-опера – и это ему удавалось. Единственным скорбным изъяном в спектакле стал приглашенный из Германии на роль Кардинала де Броньи Томас Менерт. По сценическим манерам и вокальным приемам его можно было бы смело принять за студента, если бы не достаточно серьезный для вокалиста возраст.

Конечно (в данном случае – особенно), выступление солиста классом ниже своих коллег на общее впечатление не особенно повлияло. Тем более что очень порадовали хор и прекрасный оркестр под управлением Петера Феранеца.
Михайловский театр, бесспорно, взял новую высоту – что не может не радовать. Но впервые эта высота оказалась недосягаемой для всех отечественных оперных театров. Обещанная для Ферруччо Фурланетто, например, сценическая постановка «Дон Кихота» Массне в Мариинке так и не состоялась – дали концерт. А вот то, что мировая звезда Нил Шикофф поедет на зарубежные гастроли «Иудейки» с Михайловским и вообще готов принять участие в любой постановке этого театра, сделанной «под него», – это уже свершившийся факт. А факты, как известно, упрямая вещь.
Кирилл Веселаго
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»