Если бы в мире искусств существовала «палата мер и весов», то в качестве эталонов исполнения Шопена туда можно бы было, не раздумывая, поместить всю шопеновскую программу клавирабенда Элисо Вирсаладзе, состоявшегося 29 марта в Большом зале Филармонии. Выразительность без жеманности, высочайшая виртуозность без циркачества, светлая грусть без салонности, ни малейшего намёка на самолюбование. Однако сколько в этом свободы, и как эта свобода счастливо соединяется с безупречным вкусом.
Про исполнение Вирсаладзе трудно говорить словами — настолько много в нём какой-то суровой, надмирной красоты, исполнительской мудрости и божественной простоты. Сама пианистка считает, что есть сентиментальность, а есть «плохая сентиментальность», есть простота — а есть «плохая простота», и что словами здесь объяснить ничего невозможно. Элисо Вирсаладзе говорит, что люди, пожалуй, ей даже более интересны, чем книги, хотя она очень любит читать. У нее большая библиотека, а одно из самых больших её увлечений – литература и иностранные языки (пианистка владеет польским, французским, английским, немецким и итальянским языками). Больше всего она любит мемуары, записки, исторические повествования.
Элисо Вирсаладзе очень ценит человеческое общение — однако «общение ради общения» и пустая болтовня её не привлекают. Пианистка утверждает, что ту потребность в общении, которая в ней заложена, она реализует через преподавание — ведь педагогической деятельностью она занимается с 1967 года, и по сей день преподаёт в Московской консерватории и в Высшей школе музыки Мюнхена. Вирсаладзе не скрывает, что очень любит преподавание — более того, эта профессия её часто выручала в те времена, когда совершенно не хотелось играть. И в шутку сетует на то, что студентов у неё, как и собак, слишком много (в доме у Вирсаладзе живёт пятнадцать хвостатых жильцов).
С ранних 60-х — с тех пор, как Вирсаладзе стала лауреатом Всесоюзного и Международного конкурсов имени Чайковского, а также имени Шумана в Цвиккау, пианистка интенсивно концертирует. В сольных программах она предпочитает музыку Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, Брамса, Шопена, Шуберта, Чайковского и Рахманинова, а также Прокофьева и Шостаковича.
Сегодня Элисо Вирсаладзе больше всего печалит утрата людьми честности и абсолютной преданности своей профессии — тех качеств, которые были свойственны её учителям, Генриху Нейгаузу и Якову Заку. «Они занимались только своей профессией и больше ничем, они отдавали себя ей полностью. Казалось бы, это так очевидно, так естественно: любить музыку. К сожалению, сегодня это качество в немалой степени утрачено, и это слышно — неважно, кто играет: пианист или скрипач, или виолончелист, или же дирижёр во главе оркестра, или оперный режиссёр в классическом репертуаре, который не нуждается ни в какой корректировке, выдумывает нелепую "авангардистскую" постановку. Меня это безумно раздражает. Я думаю, это замена чему-то подлинному, — говорит Вирсаладзе. — Сегодня наше искусство переживает не лучшие времена, и, возможно, будет еще хуже. Теперь Гергиев призвал на Конкурс Чайковского Ланг Ланга в жюри, а председателем Мацуева. Это уже не коммерция, это уже катастрофа. Приехали в Африку, в джунгли, поздравляю!»
Во время всех бесед пианистка невольно возвращается к тому, что её очень беспокоит: «Пианистов меньше не стало, наоборот — их стало гораздо больше. Вроде бы очень хорошо. Но мало людей, которые по-настоящему любят эту профессию. В другой профессии не так: можно не любить, но можно освоить, ремесло приобрести; даже кинорежиссёром можно стать, не очень любя кинорежиссуру. Но заниматься музыкой и не любить её, не страдать, занимаясь музыкой, — нельзя. Это значит — ты просто зарабатываешь деньги. Я давно говорю моим студентам: если с трёх лет учить обезьяну игре на рояле, наверняка она чему-то обязательно научится. А что тогда удивительного в том, что человек, играющий с трёхлетнего возраста, по прошествии десяти лет может играть Третий концерт Рахманинова и все этюды Шопена? Я уверена, этот беби-бум пройдет. Для этого нужно только время».
Элисо Вирсаладзе, этот пылкий философ и аскетичный романтик фортепиано, не любит говорить о себе. Но любит повторять: «Один умный человек мне однажды сказал: "Если вы знаете, что на свете плохо, а что хорошо, то вы уже приличный человек". Я — человек приличный».
Кирилл Веселаго
«Фонтанка.ру»
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»