Питерским оперативникам запретили использовать электронную ведомственную базу данных для поиска информации о высокопоставленных чиновниках. Информационная база данных МВД «Регион» работает с 2009 года и является единой на всей территории России. Но с марта 2010 года офицерам указаны границы, за которые они не имеют право переступать. Дело в том, что некоторые из них стали интересоваться vip-персонами.
Сотрудники криминальной милиции уже больше года как подключены к информационной базе данных «Регион». Эта электронно-поисковая система позволяет через сеть заходить в базу и устанавливать данные интересующих их лиц, даже если фигуранты проживают за тысячи километров. База дает возможность установить полные ФИО, номера паспортов, наличие судимостей и административных нарушений, имеется ли в собственности автотранспорт и зарегистрировано ли оружие. Со временем ИБД «Регион» должна пополняться новыми опциями, такими, как сведения о недвижимости и бизнесе. До марта 2010 года у милиционеров было лишь одно условие — это ежеквартально меняющийся код доступа, под которым сотрудник заходит в систему (и который ежеквартально выдается именно ему).
Но в начале марта этого года были введены новые ограничения. Дело в том, что техническая служба ГУВД Петербурга установила постоянную заинтересованность сотен совершенно разных оперативников данными крупных питерских чиновников. Так, только за конец 2009 - начало 2010 года многократно с разных компьютеров проверялись данные губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, полпреда Ильи Клебанова, некоторых вице-губернаторов, многих депутатов питерского ЗакСа. Установить причины, для чего каждый отдельно взятый сотрудник изучал личности и имущественный уровень высокопоставленных политиков, не представилось возможным (как обычно пишут в материалах проверок) ввиду массовости запросов. Источник в КМ ГУВД пояснил "Фонтанке": «Интерес коллег явно был инициирован не "западной разведкой", а простым человеческим любопытством — просто ребята хотели посмотреть, как живут эти достойные люди, что формально, конечно, образует мелкое злоупотребление служебным положением».
В результате родилось устное (как нам сообщили) указание начальника ГУВД Владислава Пиотровского, который указал вносить в специальный «бортовой» журнал причину, по которой сотрудник кем-то интересуется. А в случае, если техническая служба зафиксирует наличие «высокого» запроса у офицера милиции, а последний не сможет объяснить, зачем это ему было нужно, то такой сыщик лишится погон.
В нескольких районных подразделениях криминальной милиции «Фонтанке» подтвердили, что в марте 2010 года был составлен некий список, состоящий из крупных чиновников полпредства, руководителей правительства города и области, членов их семей, депутатского корпуса, и некоторых других лиц. Так, например, неприкасаемыми являются и все начальники районных подразделений ГУВД. А проверку запросов будут осуществлять поквартально.
Заместитель директора АЖУР Евгений Вышенков, сотрудник уголовного розыска в прошлом, так прокомментировал журналисту «Фонтанки» нововведения: «При советской власти оперативники при проведении ОРМ руководствовались совершенно секретным приказом министра МВД Щелокова «005», который строго регламентировал регистрацию компрометирующих материалов. Так, в приказе было указано, что если оперативник получил негативную информацию в отношении ответственного советского или партийного работника, то он обязан ее доложить своему руководству и направить в Комитет государственной безопасности для исполнения по существу. Мы всегда шутили — нам было интересно, с какого уровня начинается ответственность? Так, однажды мои товарищи "приземлили" двух хлопцев из горкома комсомола за их похождения в бане с малолетками, но прежде, чем их «забить» в камеру, наш старший и мудрый наставник отобрал у них удостоверения и выкинул их в «пропасть». А когда разразился скандал, то, во-первых, нас похвалили за раскрытие, во-вторых, пытались наказать за неисполнение приказа. Мы стояли на своем - были не в курсе того, что задержанные - представители элиты».
Бывший оперативник, депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Лебедев в беседе с журналистом «Фонтанки» предположил: «Очевидно, это новая форма гражданской инициативы. Опера перестают быть безразличными. Они таким образом показывают, что если что узнают о превосходительствах, то молчать не будут. Что, как минимум, должно радовать прессу». Что касается самого приказа «005», то Лебедев вспомнил: «Кстати, министр Щелоков застрелился». Сам приказ «005» в начале девяностых был отменен, стал иметь иной номер и оттуда исчезло указание о КГБ, как впрочем, самоликвидировался и сам Комитет в своем коммунистическом виде. Сегодня, судя по всему, старые нормы возрождаются, но уже в ином виде.
В информационном центре ГУВД нам отказали в каких-либо комментариях. Но вежливо. Дословно это звучит так: «Ничего мы вам не скажем». Было «слышно», как он улыбался.
Алена Жданова, "Фонтанка.ру"