Ежегодно в России от насилия и жестокого обращения умирает больше тысячи детей. Этот показатель почти в два раза выше, чем в Европе или США. Правозащитники и эксперты социальных организаций уверены, что эта тенденция связна с низким уровнем информативности населения: дети просто не знают, куда они могут обратиться за помощью и защитой.
В Петербурге этот вопрос обсуждали на 3-ей научно-практической конференции «Семья, ребенок, общество: проблемы и пути решения». Там собрались специалисты, готовые помочь детям. Однако вместе с чиновниками вынуждены были признать, что проблема решается крайне медленно. «Мы стараемся реагировать на все, что происходит - сказал первый заместитель председателя петербургского комитета социальной политики Сергей Литвинов. – Создание «отлаженной системы» очень важно. Просто не все сразу».
Волонтеры организации «Врачи детям» впервые вышли на улицы Петербурга в 2007 году. А в этом году при содействии добровольцев помощь получили больше 200 «уличных» детей. «Мы знакомимся с ребятами на улицах. В основном, это подростки, у которых проблемы дома, - рассказал сотрудник такой службы Анатолий. - Самое важное - предложить им медицинскую помощь, ведь некоторые из них принимают наркотики и могут быть вич-инфицированы. Конечно, налаживать контакт с такими детьми сложно, поскольку они не доверяют окружающим. Но в моей практике были примеры ребят, которым удалось «завязать» с улицей и распрощаться с наркотической зависимостью. Ведь наркотики для них только средство скрыться от реальной жизни, где их бьют дома или вообще выгоняют жить на улицу».
В центры психологической помощи попадают и на «скорой». Например, Ирина, мама 4-летней Алины, узнала о том, что ее дочь подвергается насилию со стороны отца только после того, как «неотложка» отвезла ребенка в больницу. «Мы с мужем в разводе, но дочь иногда, когда я работала допоздна, ночевала у своего отца, - рассказала Ирина. - Один раз бывший муж привез дочь и сказал, что у нее появилась сыпь. Я посмотрела на живот и увидела огромные кровоподтеки. Тут же позвонила в скорую, и врачи отвезли нас в Детскую больницу № 5, где есть центр для детей, пострадавших от насилия. В том центре психологи помогли пройти Алине курс реабилитации, а я получила правовую поддержку».
Психологи советуют «не запускать» ситуацию до такой степени, и сразу же обращаться в центры социальной помощи. «Если вы предполагаете, что ребенок дома подвергается насилию, найдите повод поговорить с ним, - советует психолог и сотрудник Института системной терапии Натальи Щепетковой. - Объясните ему, что вы за него беспокоитесь, что вы ему сочувствуете и сопереживаете. Даже если ребенок не расскажет ничего, ему стоит дать телефон анонимной службы доверия. Самое важное, дать детям понять, что в мире есть люди, которые готовы помочь и отчаиваться, и замыкаться в себе ни в коем случае не надо».
Одним из важных фактором быстрого выздоровления является совместная со взрослыми терапия. Психологи социальных центров, уверяют, что в семье всегда есть человек, который готов пройти совместный курс психореабилитации. По оценкам экспертов, на это часто соглашаются не только родители, которых обвиняют в жестоком обращении, но и другие члены семьи.
В 2009 году больше тысячи беспризорников и 600 несовершеннолетних обратились в центр социально-психологического поддержки и получили там помощь и консультации различных специалистов. Но эксперты уверенны, что «это только малая доля тех, кто страдает от насилия». Они считают, что одной из главных причин, по которой ребенок не хочет обращаться в центр, является страх перед приютом. По закону, представители центра, получившие жалобу от ребенка, должны сразу сообщить об этом в правоохранительные органы и органы опеки. «Совместная работа всех ведомств, которые в этом случае будут решать судьбу ребенка, до сих пор не налажена, - считает председатель правления организации «Врачи детям» Роман Йорик. - Поэтому зачастую применяется крайняя мера — приют».
То, что эта мера неприемлема, согласна и Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова: «Вместо надлежащей психологической поддержки, ребенок получает стрессовую ситуацию. Поэтому о случаях насилия мы, в основном, узнаем от взрослых, которые были свидетелями, а не от самих пострадавших».
«Защитить от приюта» в социальных центрах некоммерческих организаций не берутся – это не в их юрисдикции. Но там гарантируют психологическую и правовую поддержку на протяжении всего разбирательства. Ведь после того, как подана жалоба, начинается расследование и многочисленные допросы. Ребенку по нескольку раз приходиться рассказывать о том, как его избивали, потому что у каждого ведомства своя процедура составления протокола.
Справедливости ради стоит сказать, что против такой процедуры активно выступают и правозащитники, и психологи. Поэтому по просьбе петербургского комитета по социальной политике некоммерческая организация «Врачи детям» разработала новые принципы совместной работы правоохранительных органов, органов опеки и психологов социальных центров. По словам председателя правления Романа Йорика, «эти методические указания для сотрудников госучереждений смогут не только избавить детей от лишних переживаний в ходе расследования, но и снизить их страх перед обращением за помощью». Делиться деталями методики специалисты с «Фонтанкой» не стали. Однако обещали опробовать внесенные принципы на деле уже в 2010 году. Пока же в городе работают социальные центры, служба доверия и несколько гостиниц, где дети могут переночевать. «Все это бесплатно, - говорит Йорик. – Самое важное, чтобы дети к нам обращались до того, как попадают в больницу из-за сильных увечий».
Валерия Петрова
Телефоны доверия для подростков:
Санкт-Петербургский Фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги» 350-4186
Служба доверия организации "Врачи детям" и Центра помощи семьи и детям 531-35-40
Социальные гостиницы:
«Мечта», ул. Турбинная, дом 11,
«Юность», ул.Новостроек, дом 31
Центры психологической и социальной поддержки для подростков:
Социально-реабилитационное отделение для несовершеннолетних, пострадавших от насилия и находящихся в трудной жизненной ситуации на базе ГУЗ «Детская городская клиническая больница №5 им Н.Ф. Филатова» (ДГКБ №5)
Центры социально-психологической помощи для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних на ул. Шелгунова, 17 и на ул. Тамбовской, 80 (социальная и психологическая помощь подросткам, оказавшимся в сложной ситуации)
Социально-реабилитационный центр для беспризорных детей «Вера» на ул. Витебской, 29
Благотворительный проект для малообеспеченных семей «Петербургские семьи: здоровье и стабильность» на базе Института системной терапии и организационного консультирования на наб. Мойки, 58 (тренинги бесплатно для работников социальных служб, школ и родителей «сложных» подростков)