Хуже отечественного фильма ужасов может быть только новая русская кинокомедия. Давно известно, что по-настоящему пугаться и веселиться способны только уверенные в завтрашнем дне люди. Вот почему вместо вменяемых комедий мы смотрим «Самый лучший фильм». А вместо настоящего хоррора – только что вышедший в прокат «Фобос. Клуб страха».
В еще не открывшийся ночной клуб «Фобос» (названный так по имени греческого бога страха), никого не предупредив, съезжаются семеро молодых людей. Три девочки и четыре мальчика, психологические характеристики которых чрезвычайно примитивны: глупая блондинка (Рената Пиотровски), ловкач управляющий (Петр Томашевский), оторва «готка» (Агния Кузнецова), диджей-укурок (неузнаваемый Петр Федоров) и владеющий клубом «мажор» (Алексей Воробьев). Блондинка звенит серьгами и окучивает управляющего, «готка» зыркает по сторонам обильно подведенными глазами и толкует про нечистую силу, диджей перманентно уединяется, дабы принять допинг. Двое оставшихся героев – временно работающий прорабом Иван-царевич (Тимофей Каратаев) и девочка с ясными глазками (Татьяна Космачева), собирающаяся за «мажора» замуж, – персонажи и вовсе архетипические, отчего «Фобос» превращается уже не в хоррор, а в обыкновенную сказочку.
Сначала режиссер фильма Олег Асадулин пытается отвлечь зрителя повседневными проблемами своих героев. Управляющий подкупает честного завхоза, «мажористый» владелец клуба «строит» золушку невесту. Но ясно, что вскорости случится недоброе. Уж слишком хищно щурятся намалеванные на стенах клуба дьявольские хари, и слишком часто падают на головы вентиляционные трубы. Да и место для увеселительного заведения выбрано неудачно – секретный бункер НКВД, где при Сталине совершались всяческие злодейства над советскими гражданами.
Фильму катастрофически недостает некоей первоначальной безмятежности – голубого неба и мягкого хлеба, румяных щек и придурковатой веселости, которые и создают необходимый контраст с первобытным ужасом хоррора. В «Фобосе» же всё плохо с первого кадра. Поэтому после того как герои окажутся в западне (двери бункера неожиданно закроются) и зритель замрет в ожидании фобоса, ради которого всё затевалось, на экране почти ничего не изменится: уши будет разрывать та же тревожная музыка (диджей Грув), а герои продолжат ругаться друг с другом, как будто сидят на лавочке возле подъезда. Они перестанут препираться только, когда одного начнет засасывать в вентиляцию, а другого проткнет отвалившаяся от стены труба. Тогда наконец угомонятся и, кажется, впервые в жизни продемонстрируют способность к состраданию и взаимовыручке. А золушка и Иван-царевич даже обретут долгожданную любовь. Поэтому маниакальное стремление героев вырваться из того места, где они нашли счастье и продемонстрировали высокие человеческие качества, будет выглядеть как-то даже невежливо.
Зрителю же бояться в «Фобосе» особенно нечего – несмотря на то что бюджет картины, по официальным данным, составляет что-то около полутора миллионов долларов, ее авторы не стали тратить силы и деньги на создание спецэффектов. А в качестве пугала решили использовать не чудовищных монстров, а вентиляцию, издающую утробные звуки, и синюю плесень, которая в особо патетические моменты выступает на стенах.
Правда, к середине картины режиссер и четыре продюсера (главный из которых Федор Бондарчук) силятся наподдать страху с помощью стрельбы и взрывов. Ведь действие разворачивается в логове НКВД, где всё еще красуется портрет Сталина и сияют красные звезды. Так почему бы не повесить на предков всех собак? Так возникают потрясающие новизной сюжетные ходы: раздвигающийся пол, под которым лежат останки расстрелянных, или автомат, который начинает палить в каждого, кто наступит на секретный рычаг. Тот факт, что автомат сохраняет исправность в течение пятидесяти лет без смазки и ухода, можно объяснить хваленой надежностью изобретения товарища Калашникова. Однако другая пугалка – коридор с минами, которые продолжают взрываться в начале XXI века, – попахивает надувательством. Мало того что энкавэдэшники зачем-то установили в секретном бункере мины, так они еще щит с надписью «Опасно» заботливо повесили.
Органичней всего на этом сумбурном фоне смотрится тот самый веселый диджей: его симпатичный пофигизм кажется единственно разумным способом выживания в условиях, когда с одной стороны от тебя тупая блондинка, а с другой – портрет товарища Сталина с дружеской ухмылкой.
Елена Некрасова
«Фонтанка.ру»
Фото: Планета Информ
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»