25 марта состоялось вручение первой в Петербурге премии в области современного искусства – Премии Сергея Курехина. Бывший кинотеатр «Прибой», ныне Центр современного искусства им. Курехина, был заполнен до отказа: более полутора тысяч человек пришли посмотреть на лауреатов, ознакомиться с отобранными художественными проектами и послушать концерт с участием музыкантов-призеров. Итоги премии показывают, что принцип свободного смешения жанров и авангардного эксперимента, из которого выросли знаменитые «Поп-механики», актуален и для сегодняшней культуры.
Имя Сергея Курехина – музыканта, композитора, актера, мастера синтетического сценического действа – уже много лет является синонимом художественного и музыкального эксперимента, и премия учреждена для того, чтобы поддерживать самые разные проекты в области современного искусства: от визуальных и кураторских до музыкальных и поэтических. В конкурсе могли участвовать музеи и галереи, художники и музыканты; в шорт-листе премии оказались не столько новые имена, сколько самые яркие проекты и открытия 2009 года.
На конкурс были присланы десятки заявок, и номинантов отбирало представительное жюри, в которое вошли ведущие деятели российской арт-сцены: заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, директор Пермского музея современного искусства PERMM Марат Гельман, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, директор «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко, кинорежиссер Евгений Юфит, музыкальные критики Артемий Троицкий и Александр Кан, кинокритик Михаил Трофименков, продюсер Александр Чепарухин. Церемонию открыла Анастасия Курехина, художественный руководитель центра и инициатор премии, а вел Артемий Троицкий, который блестяще справился с непростой задачей заполнять длинные паузы, необходимые для настройки аппаратуры и подготовки перформансов.
Премию (с общей формулировкой «За дерзость и смелость, за ниспровержение и революционность, за роскошь замысла и мастерство его воплощения») вручали члены жюри и сподвижники Курехина. Гран-при «Поп-механика» за синтетический проект, сочетающий живую музыку и перформанс, получила киевская группа «ДахаБраха», экспериментирующая с этникой.
Лучшим визуальным проектом была признана одновременно агрессивная и изысканная инсталляция петербургского художника Петра Белого «Тишина» – громадная искра, составленная из десятков досок. За кураторский проект наградили пермский «Б.У.Кашкин фест», посвященный творчеству андеграундного поэта и хиппи, лидера неофициального искусства Екатеринбурга Евгения Малахина, и сотрудника «Музея старика Букашкина» Агату Иордан.
В уникальной для подобных премий номинации «Поэтический перформанс» победил колоритный московский фрик Андрей Бартенев с театрализованным представлением на тему «Мойдодыра» Корнея Чуковского, отрывок из которого был показан в ходе церемонии: исполинских размеров утюг, кровать, стиральные машины ходили по сцене, голый юноша танцевал в душе, затем надевал блестящие штанишки, а завершала всю чехарду огромная надпись «Мама рогами мыла оригами».
Это, очевидно, и была поэтическая составляющая проекта, а премию Бартеневу вручили не за конкретный замысел, а по совокупности – за активное продолжение дела Курехина в области перформанса. Марат Гельман был смущен поворотом событий: «Мы в Перми решили издать книжку того, кто получит приз в этой номинации. Видимо, придется теперь издавать "Муху-цокотуху" с иллюстрациями Бартенева».
Особую награду «За вклад в развитие современного искусства» получил Олег Каравайчук, петербургский композитор, импровизатор и юродивый, немедленно оправдав эту характеристику своей речью: «Такая горестная мысль: не было современной музыки, не было классики и архаики. Воробей пьет воду, и между клювом и лужей образуется некая тайна ртути, и когда через века появляется такой гений, как воробей с лужицей, возвращается Греция». Впрочем, о Курехине он тоже сказал: «Я очень любил Сережу. Эта премия неожиданная, у меня вот ноги дрожат». Возникшее было улюлюканье зала Каравайчук умело передразнил в микрофон, а видеотрансляция его выступления на стене Петропавловской крепости, несмотря на технические накладки, вызвала уже восторженную реакцию зрителей.
В номинации «ЭтноМеханика» наградили Саинхо Намчылак, гранд-мастерицу тувинского горлового пения, живущую в Вене. Искусствовед Олеся Туркина, вручавшая ей премию, отметила: «Это очень правильная номинация – за авангард, за будетлянство». А Саинхо подтвердила, что world music может черпать вдохновение из самых разных источников: «Фантазировать не значит лгать, заимствовать не значит воровать. Давайте фантазировать, будет больше возможностей выжить». Приз «Электромеханика» получила группа Uniquetunes, шумные последователи композитора-минималиста Филипа Гласса. Спецприз SKIF отдали Иосифу Райскину, отцу Бориса Райскина, идеолога фестиваля SKIF и близкого друга Курехина.
Лауреаты премии, кроме денежных призов: 250 тысяч рублей Гран-при, по 100 тысяч остальные, – получили веселенькие картинки с мухоморчиками работы художника Сергея «Африки» Бугаева, участника почти всех «Поп-механик». А зрителям церемонии были подарены выступления Сергея Шнурова с группой «Рубль», певицы Марины Капуро, аккордеонистки Эвелины Петровой, а также незадолго до этого приехавшей с корпоратива группы «Н.О.М.».
На пресс-конференции, предшествовавшей церемонии вручения, члены жюри и попечительского совета премии выражали свое удовлетворение результатами проекта и раздавали обещания. Марат Гельман сказал, что «жюри может гордиться победителями, лично я доволен, как слон, и, по крайней мере, с тремя лауреатами собираюсь тесно работать», и добавил, что премия будет ежегодной, а также планируется учредить номинационный совет, чтобы художникам и музыкантам не приходилось «самовыдвигаться». Он также посетовал, что некоторые проекты члены жюри оценили очень высоко, но для них не нашлось подходящей номинации, как в случае с реконструкцией «Симфонии гудков» Арсения Авраамова, сделанной Сергеем Хисматовым. Анастасия Курехина пообещала, что будет работать над созданием номинации «Экспериментальное кино», так как это одна из сторон деятельности Сергея Курехина.
Александр Боровский подчеркнул важность того обстоятельства, что премию дают не за культурное долгожительство, а за веселье, нахальство, синтетичность культуры – как это было в кругу Курехина. Этот принцип – «как при Курехине», похоже, стал определяющим при выборе лауреатов и оформлении концерта. Сам кинотеатр, с пробитыми потолками и грязными стеклами, неудобными фанерными сиденьями и линолеумом на полу, выглядел тоже как в позднесоветские времена «Поп-механик». Однако он вскоре может сильно измениться: председатель Комитета по культуре Правительства Петербурга Антон Губанков сообщил, что в здании запланирована реконструкция, чтобы «заслуженное» место не только работало, но и выглядело Центром современного искусства.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»