Театральная зима в Петербурге в этом году под стать климатической – и стабильностью, и затяжным характером. Прорубить полынью во льду удалось только Анатолию Праудину, выпустившему едкий и виртуозный «Фальшивый купон». И снова затишье: все ожидаемые премьеры столпились в конце сезона. Пока что развлекаемся радушным приемом гостей из ближнего зарубежья, прибывающих на фестиваль «Встречи в России».
Раздвоение личностей
«Балтийский дом» подальше от греха открывает фестиваль русских театров СНГ и Балтии не 1 апреля, а 31 марта. Осторожность оправданная: главная цель этого форума – поддержание добрососедских связей с русскими театрами ближнего зарубежья, а не парад шедевров для услады петербургской публики. Уровень коллективов, приезжающих на «Встречи в России», разный, везут они, как правило, то, что сами считают нужным. Случаются и трагические казусы, когда привезенное не выдерживает даже самой доброжелательной критики. А бывает и наоборот – приятная неожиданность. По многолетним данным, в программе фестиваля всегда есть один очень хороший спектакль, но не всегда удается заранее верно угадать, какой именно. Ныне главными кандидатами на звание фаворита представляются литовское «Горе от ума» Йонаса Вайткуса по хрестоматийной пьесе в постановке Русского театра Вильнюса (2 апреля, начало в 19.00, билеты от 200 до 600 руб.) и белорусская «Поэма без слов» Олега Жюгжды по мотивам произведений Янки Купалы в постановке Гродненского театра кукол (2 апреля, начало в 19.30 на малой сцене, цена билета – 300 руб.).
По странному стечению обстоятельств эти спектакли будут играться одновременно, так что определиться с предпочтением придется не после просмотра, а до. У Вайткуса крупное, декоративно изощренное полотно: в действие вовлечен зрительный зал, участвует многолюдный миманс. Судя по описаниям спектакля в литовской прессе, конфликт Чацкого с фамусовским обществом здесь превращен в формальное противостояние «русского психологического театра по Станиславскому» с литовским метафорическим театром, предпочитающим алхимию – химии, визуальную фантасмагорию – линейной сюжетной логике. Квинтэссенцией побеждающей литовской театральности оказывается масштабная и вычурная сцена бала во втором действии. Посрамленный и расстроенный Чацкий произносит «Вон из Москвы!» не как гневный вызов, а как меморандум о капитуляции – хныкая на руках у Софьи.
Белорусский режиссер Олег Жюгжда стал широко известен в России после экспериментальной постановки «Вишневого сада» в мытищинском театре «Огниво». Часть персонажей чеховской пьесы была представлена ростовыми куклами. Свои синтетические опыты Жюгжда продолжает и на родине.
«Поэма без слов» – сложное хитросплетение драматического, масочного, пластического и кукольного театра. В основе мифопоэтический сюжет о борьбе светлого и темного начал за душу человека. Как говорят видевшие, спектакль интересен, но довольно герметичен – и быстро делит публику на увлеченных адептов и скучающую массовку.
Антоновка
Без Чехова, конечно, никуда, ибо юбилей. 31 марта на «Встречах в России» покажут «Дядю Ваню» в постановке Одесского русского театра (начало в 19.00, билеты от 200 до 600 руб.). Спектакль режиссировал Алексей Литвин, а художественным руководителем постановки выступил маститый московский режиссер и театральный педагог Леонид Хейфец. Это, с одной стороны, гарантия качества, с другой – довольно традиционного подхода к материалу.
Впрочем, в рецензии Александры Лавровой, опубликованной в журнале «Страстной бульвар», спектакль описан так «вкусно», что вызывает интерес. Занимательна «богемная» трактовка Ивана Войницкого, чью роль исполняет отличный актер Юрий Невгамонный, хорошо знакомый поклонникам творчества кинорежиссера Киры Муратовой.
Интригует и отмеченное рецензентом личностное сходство профессора Серебрякова и его дочери Сони в спектакле одесситов: это чрезвычайно небанальный мотив. Что же до «Вишневого сада» в постановке театра из Кишинева (начало в 19.00, билеты от 200 до 600 руб.), тут ожидания скромнее. Забавная деталь – в роли Лопахина занят болгарский актер Петр Пейчев, и журналисты из Молдовы пишут, что он играет «с четко-болгарской конкретикой и амбициозностью».
Впрочем, даже конкретика и амбициозность не дают героям спектакля режиссера Ильи Шаца высшего, духовного зрения, что символически изображено в финале, который актеры проводят в надетых на глаза повязках.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»