В России может наступить банановый рай. Во всяком случае, на это надеются поставщики, наладившие прямую перевозку этого фрукта из Эквадора в Петербург. Этой линией смогут воспользоваться небольшие дилеры, которые ранее не могли войти в бизнес, так как не имели собственных судов для транспортировки груза. Специалисты считают, что стоимость эквадорского лакомства может снизиться.
На этой неделе датская компания Maersk Line с помпой и в присутствии премьер-министра Владимира Путина презентовала новую линию перевозки бананов из Эквадора в Петербург на терминал «Петролеспорта». По словам представителя компании Maersk Line Эйвинда Кардинга, в порт компания будет привозить 30 миллионов бананов еженедельно. Такое количество может закрыть до 30% российского потребления этого фрукта.
Эксперты рынка считают, что выполнить такие повышенные обещания для компании – задача выполнимая. Maersk располагает необходимыми для этого ресурсами – контейнерными судами большой вместимости. Потребителями же, скорее всего, станут компании, которые уже сотрудничали с датским холдингом. Например, постоянным партнером Maersk Line является поставщик фруктов NTS со своей структурой Banana Exchange del Ecuador, которая продает бананы не только в России, но и в странах Европы и Средиземноморья.
Не исключено, что к крупным поставщикам подтянутся и небольшие компании, для которых открытие линии - прямой линии шанс выйти на большой рынок. Его участники считают, что условия Maersk Line более выгодны для небольших структур, которые до сих пор пользовались менее эффективной логистикой, перевозя бананы как неконтейнеризированный груз.
На вопрос, скажется ли увеличение количества бананов на их цене в магазинах, однозначного ответа эксперты не дают. Как сообщили "Фонтанке" источники в этом бизнесе, изменения в сторону уменьшения цены, конечно, могут быть, но слишком значительного удешевления ждать не стоит. "Цену продукта в данном случае определяет фрахт, который из-за количества продукции не меняется, и поставщику не выгодно слишком снижать стоимость поставленного груза, иначе он может сработать себе в убыток", - сообщил представитель фруктового бизнеса.
Аналитики продуктового рынка настроены более оптимистично. Эксперты ИК "Финам", хотя и признали неоспоримым факт того, что цена доставки бананов и остальных фруктов уже сформирована и существенно меняться не будет, но отметили: для привлечения клиентов в первое время датский перевозчик может пойти на ценовые уступки.
Впрочем, в самой компании Maersk Line, равно как и в партнерских организациях, пока комментировать вопрос цены не берутся. Зато сообщают: прямой путь Эквадор-Петербург может улучшить качество товара на полках магазинов.
В фирме "Глобус", которая обеспечивает фруктами ряд столичных супермаркетов, отметили, что сокращение времени в пути с 23-24 до 20 дней положительно скажется на качестве груза. Бананы будут попадать потребителю более свежими и вкусными.
Это подтвердили и в компании JFC, которая сейчас занимает лидирующие позиции на отечественном рынке поставки бананов. "Для поставщиков, пользующихся услугами Maersk, запуск линии – хорошая новость. Отсутствие необходимости перегрузки контейнеров в европейских портах (такова ранее была логистика) позволяет избежать порчи продукта", - отметили в JFC.
Кстати, сам крупнейший фруктовый холдинг, занявший ведущие позиции на внутреннем рынке после банкротства основных конкурентов ("Санвэй" и "Сорус"), услугами датской компании пользоваться не собирается. В компании отметили, что имеют собственные суда для доставки фруктов.
Справка:
По данным портала Fruitnews, банан по объемам производства в мире сопоставим с рисом, пшеницей, кукурузой и картофелем. По данным Всемирной организации продовольствия и сельского хозяйства (FAO) в 2007 году мировой объем производства бананов соответствовал 1/3 мирового объема производства картофеля. 64% мирового импорта бананов приходится на Эквадор, Коста-Рику, Филиппины и Колумбию, при этом один Эквадор обеспечивает около 30%. В структуре импорта фруктов в Россию бананы занимают лидирующую позицию. Бананы составили 14,4% от общего объема фруктового импорта, а эквадорские бананы – 12,8%.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"