Премьер Путин за один не по-весеннему морозный день успел прорубить из Эквадора в город банановое окно датского перевозчика, самих датчан призвал «объединить усилия в судостроении», мимоходом напросившись к ним в гости - посмотреть, как там строительство «Северного потока». Восстановителям Саяно-Шушенской ГЭС прямым текстом заявил, что не потерпит опозданий и срывов сроков. А финнам сделал ряд интересных предложений.
На церемонию открытия прямой океанской линии перевозок между Южной Америкой и Россией в Большом порту Петербурга (проект «Экубекс») Путин прибыл практически без традиционного опоздания. Его коллега, премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен, равно как и вся датская делегация, уже был на месте. Политики рванули «с места в карьер».
Заявив, что открывается не просто новая линия, а создаются новые возможности для бизнеса, торговли и последующих инвестиций, глава правительства России порадовал обычных россиян. «Для потребителей же это означает сдерживание цен на товары, экзотические фрукты», - заявил премьер, пояснив, что с вводом линии сокращается срок перевозки и исключается транзит через другие страны, что и должно сказаться на цене.
Отметим, проект "Экубекс" - первый прямой трансокеанский маршрут грузовых перевозок между Россией и Латинской Америкой. Прямой океанский сервис будет осуществляться раз в неделю при помощи шести новых контейнеровозов ледового класса вместимостью свыше 2500 20-футовых контейнеров каждый с большими рефрижераторными мощностями на борту. Как ожидается, транспортировка грузов по прямому маршруту Эквадор - Петербург откроет новые рынки для российских экспортеров (оборудование для угледобывающих районов Чили, удобрения для сельскохозяйственных районов Эквадора и Колумбии, продукты питания для Центральной Америки и стран Карибского бассейна), увеличит возможности импорта свежих фруктов из Латинской Америки. Благодаря использованию рефрижераторных контейнеров, фрукты (на начальном этапе - бананы) можно будет перевозить на дальние расстояния с полной гарантией сохранения качества.
Оператором линии является датская компания Maersk Line - крупнейший в мире контейнерный перевозчик, обладающий более чем 500 судами и 2 млн 20-футовых контейнеров. Компания уже активно работает на российском рынке, имеет отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Новороссийске, Владивостоке, Калининграде. Доля Maersk Line на рынке контейнерных перевозок в России составляет 20%. Инвестиции компании в новый проект составили порядка 45 миллионов долларов. В будущем благодаря новому маршруту в Россию планируется поставлять ананасы, цветы, кофе, какао, фруктовые концентраты.
«Ну, теперь дешевых бананов хватит на всех, а Петербург даже завалят»,- вполголоса обменивались на импровизированном фуршете виновники торжества и просто приглашенные. На сколько именно снизится стоимость «второй картошки», никто не говорил.
Меж тем сам Путин не ел - он продолжал интенсивно работать.
Перерезав символическую ленточку, премьер направился на персональную встречу с Расмуссеном, в ходе которой тот пригласил его посетить Копенгаген. "Надеюсь, следующая встреча пройдет в Дании", - дипломатично высказался Расмуссен, напомнив, что-де уже три раза встречались... и все в гостях.
Путин и тут нашел деловую составляющую: "Сейчас напротив датских берегов осуществляется другой крупный проект - "Северный поток", на который ваше правительство дало разрешение первым. Можно съездить туда, посмотреть, как идет работа в открытом море".
Обсудили стороны и самый очевидный повод к сотрудничеству между государствами - судостроение. Премьер Дании в беседе с журналистами после переговоров с Путиным затронул еще и вопрос энергетики. "Я считаю, что энергетика является одним из фундаментальных камней в экономике всех стран. Мы обязательно поговорим с ним (Путиным) и об этом. Я думаю, что мы найдем дополнительные точки для нашего сотрудничества, а все остальное - производное", - сказал он.
… Вторая половина дня была посвящена Финляндии. Но, приехав на встречу с северными соседями в Стрельну, Путин сначала решил неотложные государственные дела. На Саяно-Шушенской ГЭС в этот день должен был состояться запуск пятого гидроагрегата. Премьер по видеосвязи выяснил, как обстоят дела с восстановлением станции.
Пообщавшись, Путин, выражаясь форматизированным языком официальных СМИ, поручил вице-премьеру Игорю Сечину обеспечить своевременное выполнение машиностроителями задач, связанных с восстановлением СШГЭС.
«Обращаю ваше внимание на то, что нужно работать по всему плану в комплексе. Работать по всем направлениям, имея в виду и машиностроителей, и инфраструктуру", - сказал премьер и добавил, что очень рассчитывает, что «машиностроители справятся с заданиями без всяких опозданий».
Чуть позже на встрече с президентом Финляндии Тарьей Халонен и представителями финских деловых кругов Путин сделал несколько интересных бизнес-предложений. Халонен так и сказала: «от интересных предложений Путина, подготовленных к сегодняшней встрече, захватывает дух».
А дух захватывать действительно было от чего…..
Путин, в частности, сообщил о том, что РФ готова участвовать в развитии атомной промышленности Финляндии. Он подчеркнул, что МАГАТЭ считает российские атомные реакторы одними из самых безопасных в мире. Кроме того, Путин добавил, что Россия готова взаимодействовать с Финляндией в сфере радиационной безопасности, так как финские компании, работающие в этой области, добились больших успехов.
Глава правительства РФ рассказал также и о том, что подписал постановление об открытии контрольно-пропускного пункта «Торфяновка» для ввоза легковых автомобилей иностранного производства.
Путин пояснил, что он сделал это после того, как с просьбой об открытии «Торфяновки» к нему обратилась президент Халонен.
(Отметим, с начала 2010 года МАПП «Торфяновка» не использовался для этой цели. Прибытие иностранных автомобилей на таможенную территорию РФ через российско-финляндскую границу разрешалось только через пункты пропуска «Светогорск» и «Брусничное»).
Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру