Организаторы фестиваля «Литература и кино» обещали сделать из Гатчины местные Канны. Как и Лазурный Берег, Ленинградскую область ныне посещают мировые кинозвезды. Правда, пока в Гатчине появилась только одна подобная персона – французская актриса Катрин Денев, но планы по привозу селебритиз амбициозные. Однако приезд Денев продемонстрировал: прежде чем приглашать знаменитостей, фестивалю имеет смысл немного поработать над собой.
Наибольшие проблемы создавал гатчинский кинотеатр «Победа», где проходили показы фестиваля. Он оказался катастрофически непригоден для приема звезд: внутренние помещения не смогли выдержать натиска тележурналистов, которые хотели пообщаться с Денев. В маленькой гримерке стало так жарко от осветительных приборов, что у звезды «поплыл» грим, и она попросила перевести ее в более просторное помещение. Пока из комнаты в комнату перетаскивали мебель, пока переносили телекамеры, прошло много времени, и в результате не все корреспонденты успели взять желанное интервью. Недовольными остались не только они – под съемку заняли комнату, предназначенную для членов жюри, а их самих попросили удалиться. Председатель жюри неигрового фильма документалист Владислав Виноградов неприкаянно бродил по коридорам «Победы».
В полный рост показали себя недостатки программной политики фестиваля. Все уже привыкли, что в Гатчине обильно демонстрируют старые фильмы из обоймы хрестоматийной киноклассики. Однако никто не ожидал, что в честь приезда Денев зрителям предложат пересмотреть, мягко говоря, хорошо известный фильм Луиса Бунюэля «Дневная красавица». Правда, у обладателей билетов на сеанс появлялась возможность поучаствовать в творческой встрече с французской дивой: было обещано, что она ответит на вопросы и раздаст автографы. В предвкушении удовольствия Гатчина стояла на ушах, но в действительности «встреча со зрителями» превратилась в многолюдную пресс- конференцию: спрашивать получили возможность только журналисты. Рядовым зрителям оставалось слушать и фотографировать актрису на «мыльницы». Да и то недолго – убрать камеры попросила сама Денев, потому что «пришла сюда не для того чтобы фотографироваться, а для того чтобы отвечать на вопросы». Кроме того, гатчинцам не удалось вручить Денев принесенные цветы – после того как звезда спустилась со сцены, ее плотно окружили охранники.
Многих журналистов также ожидало разочарование: желающих спросить о чем-то звезду было много, а хронометраж встречи крайне ограничен. Заданные вопросы особенной оригинальностью не отличались. У Денев интересовались секретом ее красоты, ее пытали про любимые русские книги и фильмы и, разумеется, интересовались, не хотела бы она сняться у российских режиссеров. В ответ мадам жаловалась, что журналистов волнуют слишком широкие, «философские» темы, и удивлялась загадочной русской душе. Еще дива была недовольна, что вопросы слишком длинные: пока ей переводили окончание, она успевала забыть начало. Мало-мальский интерес у гостьи вызвали только вопрос про актрису, которую она «уважает» (ею оказалась Мерилин Монро), и просьба поделиться свежим впечатлением от произведения искусства. Ответ привел в некоторое замешательство: самое сильное художественное впечатление госпожи Денев – выставка черепов и скелетов людей XV века. Возможно, в других обстоятельствах журналисты смогли бы выяснить у звезды подробности, но на этот раз помешал формат встречи. Да и синхронный перевод не отличался виртуозностью.
Действо приобрело сюрреалистическую (под стать фильмам Бунюэля) окраску, когда на сцену вышел представитель организаторов, запел лирическую песню и, встав на одно колено, вручил мадам Денев букет. Тут встреча и закончилась. Журналисты пошли в буфет обсуждать, насколько хорошо актриса выглядит для своего возраста, а зрители побежали караулить Денев у служебного входа. «Дневную красавицу» остались смотреть считаные единицы.
Елена Некрасова
«Фонтанка.ру»
Ранее по теме: «Литература и кино»: Живая Денев, целлулоидная Шигула
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»