Он выехал в рейс в пять утра на старом «ЛиАЗе». А около пяти часов вечера автобус потерял управление и выехал на тротуар у дома 106 на Невском проспекте. Погибли две женщины. Еще одиннадцать человек получили травмы. Страшная трагедия перечеркнула и жизнь водителя. Почему машина вышла из-под контроля, водитель автобуса №15 рассказал нашим журналистам.
Водитель автобуса № 15, сбившего пешеходов на тротуаре Невского проспекта, рассказал, почему машина вышла из-под контроля
58-летний Юрий Мазин - водитель старой, еще советской школы. Он за рулем больше 30 лет. У него - все категории прав, в трудовой книжке - записи о поощрении за безаварийное вождение. 3 февраля Мазин работал на рейсовом автобусе № 5, хотя не должен был этого делать. У него был выходной, за ним вообще была закреплена другая машина. Но первый автопарк гнал план - и Мазина вызвали сверхурочно.
Он выехал в рейс в пять утра на старом «ЛиАЗе». А около пяти часов вечера автобус потерял управление и выехал на тротуар у дома 106 на Невском проспекте. Погибли две женщины. Еще одиннадцать человек получили травмы. Страшная трагедия перечеркнула и жизнь водителя. Он считается главным и единственным виновником аварии.
«Думал, справлюсь как-нибудь»
- Вас ничего не насторожило, когда вы сели за руль автобуса?
- Нет, ничего. Печать ОТК (отдел технического контроля - Ред.) стояла - значит, машина исправна. Я сел и поехал. Меня даже не удивило, что к педали газа привязан деревянный брусок. Так делают обычно водители-мигранты, которые не достают ногой до педали. Никакой записки о том, что в автобусе есть какие-то неполадки, мне предыдущий водитель не оставил. Хотя у нас, среди шоферов, есть такая практика - оставлять своему сменщику сообщение о том, что где барахлит.
- А кто водил этот автобус до вас?
- Я не знаю. Но, видимо, в этом автобусе не было постоянного водителя. Вы знаете, когда я выезжал утром из парка, охранник еще удивился: «Ты едешь на этом автобусе? Знаменитый автобус!» Но я не придал значения его словам. Подумал, справлюсь как-нибудь. Вот, справился…
- Вы осматривали машину перед выходом в рейс?
- Колеса проверил, масло в двигателе. Охлаждающую жидкость долил. Но разве что-то увидишь в пять утра - в темноте? Скрытые дефекты захочешь, да не увидишь. Только потом я узнал, что очень многие водители отказывались выезжать на нем, потому что знали - гробина еще та. После аварии меня все спрашивали: «Зачем ты сел в этот автобус? Мы боимся на нем ехать». Но я-то этого не знал! Я на всех машинах в парке переработал. Все они были разные, со своими проблемами. Но кто мог знать, что так все закончится.
- Скажите, вы когда-нибудь отказывались от рейса из-за неполадок в автобусе?
- Да, конечно. Когда неисправность очевидна, об этом сразу же говоришь, это называется «заявка перед выездом».
«Машину было не остановить»
- Вы наверняка миллион раз прокручивали эту аварию в голове. Почему все-таки автобус потерял управление?
- Заела тяга газа. Почему - неизвестно. Потом уже разговаривал с ребятами из автопарка, они мне сказали, что при такой ситуации машину на тормозах было все равно не удержать.
- С какой скоростью вы подъезжали к остановке?
- Скорость была маленькая - 6-10 км/ч. И вдруг я чувствую, что машину не удерживаю. Тормоз жму до конца, а он идет с натугой. И вместо торможения автобус начал ускоряться. Впереди, прямо передо мной, стоял автобус моего же маршрута. Я всю дорогу полз за ним. Тут я свернул на поребрик, думал зацепиться за него. На нашем шоферском языке это называется «пассивное торможение». А там, как на грех, поребрик закончился - начался въезд во двор. Так меня на ледяной тротуар и вынесло. Все произошло в доли секунды. А потом ужас. Люди передо мной. А машину не остановить. Думал хоть в рекламный щит удариться. Или в витрины, но там тоже люди. Некуда было автобус направить.
- Что его в итоге остановило?
- Видимо, я повернул ключ зажигания. Заглушил мотор. Я плохо помню все, что было потом.
- Где сейчас автобус?
- Сначала его отогнали на площадку в аэропорт «Пулково» для экспертизы. Туда выезжал наш механик, после осмотра автобуса он сказал, что тормозов не было сзади, а ручник был совсем слабый. А эксперты только внешне осмотрели автобус - зафиксировали деревяшку на педали газа, сваренную ручную колонку, разные протекторы на колесах. А где, в каком месте заела тяга газа (а она тянется от кабины до двигателя), заела ли сама педаль, осталось невыясненным. Я звонил в парк, мне сказали, что машина якобы под замком. Я ездил в парк, но его не нашел - куда-то его запрятали.
- Вы знаете, сколько лет автобусу?
- Насколько мне известно, он на линии с 2001 года. После этой аварии ГИБДД стала ловить все автобусы на выезде из парка. Если машине больше 10 лет, инспектора без разговоров заворачивают их обратно. Всего у машин есть четыре категории - чем выше категория, тем больше пробег. В Москве работают только автобусы 1-й и 2-й категорий. А у нас все, в том числе и самые старые, 3-й и 4-й категорий.
«Одно желание - лечь в могилу»
- У вас есть семья?
- Я много лет был одинок. И только недавно встретил прекрасную женщину, собирались подавать заявление в загс. Думал, вот оно - счастье. Жить начну нормально. А теперь… И себе, и ей жизнь сломал.
- Вас уволили из автопарка?
- Нет, официально я сейчас в отпуске. Нахожусь под подпиской о невыезде. Две недели назад мне предъявили обвинение по уголовному делу (Мазину грозит до семи лет лишения свободы - Ред.).
- Начальство разговаривало с вами, пыталось понять, что же произошло?
- Нет. Оно посчитало так - что случилось, то случилось. Уже ничего не вернешь. Мельница закрутилась, пошла рубить.
- А вы встречались с пострадавшими?
- А что я им скажу? Не знаю… Я ведь даже моральный вред им возместить не могу. Где я возьму такие деньги, два-три миллиона рублей? Каждую ночь этот ужас я переживаю снова и снова. Почему все сошлось? Газ заело именно на Невском, да еще автобус впереди стоял. У меня одно желание - лечь в могилу. Каждое утро просыпаюсь и думаю: либо инсульт, либо инфаркт. Я сам себя уже съел.
Дословно
«Подвеска передних колес автобуса находится в работоспособном состоянии. Рулевое управление, тормозная система, колеса и канал управления двигателем автобуса «ЛиАЗ» на момент осмотра находятся в неисправном состоянии. Неисправности указанных систем автобуса образовались до происшествия при его эксплуатации. Водитель и технический состав автопарка могли обнаружить неисправность».
(Выводы официальной экспертизы)
Оргвыводы
После трагедии на Невском были уволены глава ГУП «Пассажиравтотранс» Александр Дацюк и директор автопарка №1 Николай Тимофеев, заместителю генерального директора предприятия по эксплуатации объявлен выговор.
Комментарий
«Мазин был палочкой-выручалочкой»
Интересы Юрия Мазина представляет адвокат Владимир Гарнин. Вот что он рассказал «Тайному советнику»:
- Никто не снимает ответственность с водителя. Он сел за руль фактически неисправного автобуса. Это объективная реальность. А если смотреть субъективно... Мазину 58 лет, практически пенсионер. Благодаря таким «старичкам» в автопарке делают план выхода автобусов на линии. Они, как правило, не отказываются от вождения чужих автобусов, понимая, что их могут в любой момент уволить. Мазин был в парке такой палочкой-выручалочкой. Он сел на этот автобус впервые. Заметив неисправность, должен был сообщить о ней ОТК, и автобус бы сняли с линии. Но параллельно с ним должен был производить осмотр и технический персонал. Ответственность в данном случае несут и водитель, и автопарк. Но в техническом паспорте была поставлена отметка, что автобус исправен. И сейчас автопарк по-прежнему настаивает, что автобус был исправен. Но заключение эксперта говорит об обратном. Эта экспертиза уже положена в основу уголовного дела. Поэтому я не исключаю, что в дальнейшем будет возбуждено уголовное дело и против технического персонала Первого автопарка.
Ирина Молчанова,
Читайте подробнее в номере газеты "Ваш Тайный Советник" от 15-го марта 2010 года.