Четыре года назад компания английских подруг-экстремальщиц отправилась в поход. Посмотреть на пещеры далеких американских гор Аппалачей. В темных лабиринтах они встретились с существами, о которых зоология умалчивает.
Выводок злобных и скользких человекоподобных горлумов разглядел в подругах питательный ужин, и наверх выбралась только одна из девушек – по имени Сара (Шона Макдональд). Да и то не факт, что выбралась, – европейская прокатная версия нашумевшего в 2005 году британского ужастика Нила Маршала «Спуск» («The Descent») заканчивалась пессимистичным сюжетным вывертом, делавшим продолжение едва ли возможным. Фильм неожиданно для всех стал хитом, после которого Нил Маршал смог взяться за куда более высокобюджетные проекты (сейчас он трудится над созданием кровавого эпика «Центурион» про пиктов, вырезающих римский отряд).
С успехом не спорят. У руля сиквела поставили монтажера первого «Спуска» Джона Харриса, которому пришлось оттолкнуться от финала американской версии: залитая кровью Сара выбирается из пещер и натыкается на джип смурного егеря. Санитар леса незамедлительно доставляет англичанку к спасателям, ведущим розыски пропавших. Местный шериф подозревает Сару в самом худшем: пещерная туристка заляпана кровью своих товарок, а объяснить это гнусное обстоятельство не способна, ибо ничего не помнит. Наилучшим способом прояснить ситуацию шерифу кажется взять верный кольт, команду спелеологов и Сару в охапку да спуститься в подземелье. Сказано – сделано, но стоит лифту заброшенной шахты завершить свое движение, и к Саре возвращаются разрозненные воспоминания о том, как она провела последние сутки. Окончательно всё становится на свои места, когда спасатели находят первый труп.
Говорят, главным своим достижением новоиспеченный режиссер Джон Харрис считает стопроцентное попадание в атмосферу исходника. Действительно, если не считать некоторой чехарды с альтернативным финалом, стыковка у Харриса получилась бесшовная: можно смотреть «Спуски» один за другим как двухсерийный фильм. Свет, цветофильтры, камера, актеры – всё то же, как будто и не прошло четырех лет между съемками. Столь точного ощущения «продолженности» прежде добивался, кажется, только Роберт Земекис в своих «Назад в будущее». И тем не менее «Спуск-2» вполовину не так занятен и увлекателен, как «Спуск». С самого начала раскрыты все карты – новые герои, может, и не знают, кто ждет их за углом пещеры, но зрители уже имели счастье посмотреть в глаза чудовищ. Поэтому Харрис избирает понятную тактику: если уж напугать неожиданностью не получается, нужно дать вдоволь насмотреться на мерзких тварей. В результате мы имеем диссертационный по количеству подробностей отчет об условиях жизни пещерных монстров: лихим пуантом этого природоведческого экскурса выглядит сцена, в которой одна из тварей решает сходить в туалет.
Другим серьезным отличием от первой части становится гендерная неоднородность спелеологической экспедиции. Очарование первого «Спуска» во многом основывалось на том, что в пещере были зажаты именно шесть женщин. Со своей женской дружбой и женской логикой. Даже слоган звучал – «Chicks with Picks», то есть «девушки с кайлом». Впрочем, и с зажатостью в сиквеле проблемы. Почти физическое ощущение тесноты, клаустрофобия, которых добивался в своем фильме Маршал, принесены в жертву хореографии массовых сцен. Во втором «Спуске» по большей части светло, как в метро, и это немножко мешает пугаться.
Искупает недостатки разве что феерический монтаж. Изначальная профессия довлеет над режиссером – сюжет не представляет для Харриса такого интереса, как возможность бодро склеить хорошую драку. Зато концовка удалась – и на этот раз никаких компромиссов и открытых финалов. Впрочем, тут, наверное, рецензенту стоит замолчать, чтобы зритель мог убедиться во всем самостоятельно.
Василий Степанов
«Фонтанка.ру»
Смотреть в «Кристалл-Паласе», «Пике», «Синема-парке», «Художественном», кинотеатрах сетей «Каро-фильм», «Мираж-синема», Kinostar City
Фото: Celador Films
Ранее по теме: Кино на неделе: 11-17 марта
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»