В последние дни блоги пестрят сообщениями о многочасовом ожидании и бесконечных очередях на границе России и Эстонии. Очередь действительно есть, однако она — виртуальная, уверяет эстонская сторона. Вопрос с реальным простоем можно решить по предварительной записи и за деньги. Расхожая в приграничной Нарве поговорка гласит: нет 20 евро, нечего ездить в Евросоюз.
Ситуация получается как из анекдота: «вход — рубль, выход — два». Только шутка эта затянулась и обернулась часами ожидания для тех, кто посетил соседнюю Эстонию на праздниках или выходных.
Многих туристов, мягко говоря, шокирует то, что они должны платить за проезд в сторону границы. Система эта — не частная, а идея муниципальной власти Нарвы. Резон прост: поток машин в город, который занят не только границей и обслуживанием туристов, бесконтрольно пускать нельзя. Поэтому процесс их движения в сторону России надо организовать. Труд местных властей в этом случае необходимо оплачивать. СМИ Нарвы как раз сейчас активно обсуждают предстоящие в апреле слушания в Госсуде страны по поводу введенной платы.
Дело в том, что в 2009 году эстонское государство не исполнило договор, заключенный четырьмя годами ранее между Нарвой и Министерством внутренних дел. За то, что город организовывал движение направляющегося к границе транспорта бесплатно для автовладельцев, из бюджета ежегодно выделялось по 3 миллиона крон. Однако в прошлом году финансирование прекратилось. «Финансировать организацию движения транзитного транспорта мы не можем, но ни в коем случае не можем также допустить, чтобы транспорт хаотично двигался в сторону границы», - пояснил в начале этого года изданию Postimees вице-мэр Нарвы по городскому хозяйству Андрей Филиппов. При этом мэрия подчеркивает, что деньги берутся именно за организацию движения, а не за место в очереди.
Что до скорости работы, то эстонцы в медлительности обвиняют российских пограничников и таможню, которые за сутки в среднем (в спокойные дни) обрабатывают порядка 400 машин. 8 марта, по информации пресс-службы СЗТУ, на МАПП Ивангород было оформлено 963 легковые машины, из них 522 – на въезд на территорию РФ, и 441 – на выезд, 9 марта - 1199 легковых машин, из них 622 и 577 соответственно.
Как рассказал «Фонтанке» член правления муниципального акционерного предприятия «Транссервис-Н» (именно оно уполномочено «разруливать» приграничную ситуацию) Владимир Мижуй, фактически существует две очереди. Одна из туристов, другая — из местных жителей, которые в кризисное время, оставшись без работы, вынуждены добывать на хлеб перевозкой топлива, которое в России стоит в два раза дешевле. Таможня даже подсчитала, что в сутки такие вот «энергетические челноки» ввозят в Эстонию порядка 60 тонн бензина. В связи с тем, что правилами, установленными 20 июля прошлого года, в туристическую очередь с предварительной регистрацией конкретному автомобилю можно встать только раз в неделю и «занять место», как пишут многие, нельзя (заявка подается только на определенную машину), местные в нее, якобы, не попадают.
В час, по данным Владимира Мижуя, границу минует около 20-25 транспортных средств, из них «туристических» — 7. Автобусы, для которых введен особый режим проезда (они не стоят в общей очереди), тут тоже учитываются, так что получается вполне честно. Именно на эти 7 мест и идет предварительная запись. Если подумать о путешествии заранее, то есть возможность записаться на нужное время. Между подачей заявки и желаемым временем проезда должно пройти не менее 12 часов. Если место уже занято, то оператор предложит ближайшее свободное. Стоимость места в коммерческой очереди — 300 крон, что эквивалентно 20 евро. На соседнем, менее загруженном посту в Печорах, для сравнения, проезд на платной основе стоит 1000 крон.
Местные жители тоже оказываются в очереди, но в виртуальной. Зарегистрироваться можно прямо в Интернете. Впрочем, несмотря на пугающие 4-значные номера, до последнего в списке на момент выхода материала осталось всего 100 невыехавших — все это также можно проследить в "глобальной паутине".
Для тех, кто боится опоздать, с 20 декабря сперва в тестовом, а с 1 марта уже в постоянном режиме, заработала служба смс-оповещения. Сообщение придет, когда в очереди останется как раз сотня, следующая смс-ка сообщит, что впереди осталось 30 машин. К указанному времени необходимо прибыть на накопительную площадку, откуда уже направиться к границе. А сколько уж придется простоять под стенами Нарвской крепости, зависит от работы таможни и погранслужбы.
Винить власти Нарвы, таможенников и пограничников в сложившейся ситуации — самое простое. Однако они оказались заложниками истории, длящейся уже не первый год. Погранпереход, в самом центре города, зажатый историческим Нарвским замком и городской промышленной зоной, — слишком узкая горловина, куда протиснуться всем желающим крайне сложно. Разговоры о мосте Дружбы уже набили оскомину. Однако пока речи о новом пункте пропуска между двумя странами не идет.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»
Из России в Эстонию: вход - рубль, выход - два
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ