Новые выставки отличаются остротой взгляда и резкостью суждений, призывают к сочувствию и соучастию: отмечать 8 Марта с художницами и ужасаться сложностям взаимоотношений полов, восхищаться мощью и выразительностью африканского искусства и вспоминать трагическую пору русской истории, 1920-30-е годы.
Женщины в искусстве и на грани нервного срыва
В галерее «Борей» открылись сразу две выставки, посвященные прекрасному полу. Одна, с незамысловатым названием «Про любовь», представляет новые работы группы местных художниц. Тревожную сцену с самолетом и парашютистами Татьяна Сергеева в духе концептуализма покрывает текстом – при ближайшем рассмотрении оказывается, что это строчки из кулинарного рецепта. Анна Флоренская с примитивистской честностью докладывает, что мужчина и женщина в черном и в цилиндрах сидели в кафе, дружно куря трубки и положив на стол рядом с бокалами два револьвера.
Юлия Сопина демонстрирует свое умение работать на стыке фигуративности и абстракции, сталкивая зрителя с пятиугольной черной формой, больше всего похожей на гараж. Любовь упомянута, чтобы связать экспозицию с праздничной темой, – художницы признаются, что собрались на своеобразный девичник: и сами пообщаемся, и работы пусть друг на друга «посмотрят».
Вторая экспозиция носит название «Вместе против насилия над женщинами» и организована «Кризисным центром для женщин» и центром психотерапии «Мужчины XXI века». Это плакаты из разных стран, посвященные теме гендерных стереотипов и конфликтов. На русском плакате красуется Генрих VIII работы немецкого живописца Ганса Гольбейна, а надпись «Стоит ли быть его королевой сегодня... если завтра ты станешь его жертвой?» отсылает к фактам семейной жизни английского монарха, который возводил своих возлюбленных в королевский сан, но впоследствии не стеснялся их казнить.
Французский плакат изображает женщину боксерской грушей, американский – вопрошает, кто приходит к ней вечером: любящий друг или жестокий насильник. Выставка придает привычному празднику неожиданный, но, наверное, правильный смысл: плюшевые мишки и розовые розы пусть отправляются к святому Валентину, а 8 Марта станет полноценным днем защиты женщин.
Роскошь возвращения домой
С 10 марта в Музее Анны Ахматовой показывают живопись Елены Головиной, художницы, семнадцать лет живущей в Париже. Название выставки «Lux» отсылает к латинскому «свет», но на самом деле Головина имеет в виду производное от латыни французское «luxe» – роскошь, высокое качество чего-либо, – поскольку речь идет об удовольствии от творчества, размышлений, общения, возможности свободно пересекать границы. Ее работы полны головокружительных пируэтов – как пространственных, так и смысловых, – а мотивы варьируются от истории искусства и техники живописи до автобиографии и личного опыта. Выставка проходит в рамках Года Франции в России.
Африканское другое
С 13 марта Музей городской скульптуры приглашает на выставку африканского искусства из коллекции Райнхарда Климмта, бывшего премьер-министра земли Саарланд и федерального министра транспорта Германии в первом кабинете канцлера Герхарда Шредера, а также коллекционера, культуролога и библиофила. Обещают личное участие Шредера и Климмта в вернисаже выставки, проходящей в рамках ежегодной Недели Германии в Петербурге. Произведения XIX-ХХ веков из Мали, Бенина, Буркина-Фасо, Габона, Судана, Конго и Нигерии собраны под названием «Habari Afrika»: на суахили это означает «Здравствуй, Африка». Скульптурные изображения людей и животных, головные уборы и маски, дверные рельефы и посуда – около 200 вещей, составляющих внятную картину традиционного африканского искусства.
Тут можно углядеть сходство и с кубизмом Пикассо, и с дематериализованными фигурами Джакометти – для взгляда, привыкшего к комфортному реализму, столкновение с острой, угловатой экспрессией ритуальных и бытовых предметов из Африки может стать стимулом к пониманию не только модернизма, но и, страшно сказать, современного искусства.
Мечтатели Серебряного века
С 11 марта в Музее Анны Ахматовой проходит выставка рисунков Юрия Юркуна, писателя, коллекционера и графика, известного главным образом своей многолетней близкой дружбой с поэтом Михаилом Кузминым; их сравнивали с Верленом и Рембо, хотя отношения поэта и беллетриста были гораздо более спокойными. Многие стихотворения Кузмина посвящены Юркуну. С 1923 года Юркуна перестали печатать, и он занялся рисунком: прогулки, купальщицы, сценки из жизни светского общества – среди этих воздушных и ирреальных мотивов центральное место занимает образ Ольги Гильдебрандт-Арбениной, еще одной возлюбленной Юркуна.
Кузмин умер в 1936 году, Юркуна расстреляли по «делу писателей» в 1938-м. Музей выставляет более ста рисунков, ряд фотографий и документов, дав выставке название одного из сочинений писателя – «Дурная компания».
Искренне Ваше, искусство
14 марта в Музее сновидений Фрейда стартует благотворительный проект «Свет души-2» – выставка произведений людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации; работы выставлены на продажу, и средства пойдут на поддержание авторов. Среди них есть профессиональные художники и любители, рисуют они реалистические изображения и абстракции, вплоть до кляксографии.
Зато нет черствой академической манеры и льстивого салонного сюрреализма, это не продукция холодных профи или умелых ремесленников, а очень чувственные и непосредственные вещи, в которых ощущается живая потребность в умножении красоты.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»