«Анну Самохину можно было спасти от рака!» - с таким скандальным заявлением выступил в прессе театральный продюсер Константин Кулешов. Близкие друзья актрисы с негодованием отреагировали на это заявление, написав открытое письмо Кулешову, в котором потребовали больше не использовать имя Самохиной в пропаганде своего псевдолечения и собственной персоны.
«Анну Самохину можно было спасти от рака!» - с таким скандальным заявлением выступил в прессе театральный продюсер Константин Кулешов. По его словам, вылечить Анну ему не дала ее старшая сестра Маргарита, которая была против использования нетрадиционных методов. Близкие друзья актрисы с негодованием отреагировали на это заявление, написав открытое письмо Кулешову, в котором потребовали больше не использовать имя Самохиной в пропаганде своего псевдолечения и собственной персоны.
Бессмысленные муки
Рак в последние годы косит одного артиста за другим. Андрей Толубеев, Ян Арлазоров, Александр Абдулов, Олег Янковский. Они перепробовали все способы в борьбе с раком - лучшие мировые клиники, экспериментальные лекарства, шаманы в чукотской тундре, бабки-целительницы, старцы, экстрасенсы… Но чуда не произошло.
В ночь на 8 февраля умерла от рака желудка Анна Самохина. Болезнь была обнаружена у актрисы в запущенной стадии - молодая женщина сгорела за два месяца. Анна Самохина тоже отчаянно боролась за жизнь, соглашаясь на все, как уже сегодня понятно, бессмысленные истязания. Теперь, когда ее нет, Константин Кулешов, называющий себя близким другом Самохиной, всюду заявляет, что мог спасти актрису…
- Вот если бы Анна вовремя сказала мне о своем диагнозе, мы бы еще смогли найти способы ее спасти, - сокрушается Кулешов.
По словам друзей актрисы, именно с подачи Кулешова Анна Самохина обращалась к экстрасенсам и травницам, которые только продлевали ее муки. Пила концентрированные соки и перекись водорода с содой, которые только разъедали слизистую желудка, пораженного опухолью. Ставила компрессы из хрена. Ничего не ела, и вскоре из-за голодания у Самохиной резко упал гемоглобин. Болезнь стремительно прогрессировала. Актрисе не давали обезболивающих лекарств - считалось, она должна перетерпеть боль, как наркоман ломку, благодаря чему в организме выработаются специальные вещества и наступит естественное обезболивание.
- Когда ее лишали обезболивания, это было ужасно, она испытывала невероятные муки, - говорит сестра Самохиной Маргарита. - Саша, дочка Анюты, попала под влияние Кулешова, который говорил, что Ане не надо колоть наркотики, а нужно поголодать дней десять, а потом она выздоровеет.
Актриса сама приняла решение о хосписе. Находиться дома было уже невозможно.
- Анну Самохину привезли к нам в тяжелейшем состоянии, - говорят в хосписе № 3. Здесь врачи боролись с реальными проблемами: обезвоживанием, нарушениями электролитного и белкового баланса, нарастающей интоксикацией и прогрессирующей сердечной недостаточностью.
«Метод Кулешова»
Но и в хосписе Кулешов не оставлял Анну в покое. По словам подруги Анны Ирины Лыковой, Кулешов потребовал, чтобы Самохина перестала есть и последовала за ним - в некую VIP-палату, заявив: «Анна, будем откровенны. Тебя привезли в умиральню. Здесь тебя убьют. От тебя отказалась официальная медицина. Мы готовы тебя лечить, тебя будут наблюдать академики. Завтра к тебе прилетит Джуна». Самохиной после этого визита стало совсем плохо.
- Впервые за всю болезнь у нее произошло помутнение сознания, - говорят близкие люди. - Она боялась, что ее украдут, увезут в непонятное место, и главное - ее будут ругать за то, что она ест.
Но Кулешов и сегодня уверен, что действовал верно.
- Голодание лишает раковые клетки глюкозы, и они погибают, - убежден он. - Мы пытались с Сашей (дочерью Самохиной. - Ред.) применить к Ане нетрадиционные методы лечения. Анна голодала только четыре дня. Но она во все это не очень верила. Да и сестра нам на мозги капала, говорила: «Дайте человеку спокойно умереть, вам ее не жалко…»
- Как мне сказали врачи, такому раковому больному, как Анюта, в первую очередь были необходимы обезболивание и хорошая еда. Хоть как-то притупить ощущение приближающейся смерти, - возражает Маргарита.
Врачи-онкологи называют «метод Кулешова» чистым мракобесием и шарлатанством.
- Это то же самое, что заявить - рак можно вылечить морковкой или сыром, - говорит профессор Алексей Барчук, главный онколог Петербурга, руководитель хирургического отделения НИИ онкологии им. Петрова. - Я хотел бы посмотреть в глаза этому Кулешову, который осмеливается заявлять подобные вещи. А по большому счету, нужно гнать в шею таких «целителей». Поверьте мне, еще ни одно нетрадиционное лечение не спасло больного от рака.
Комментарий:
Профессор Георгий Манихас, главный врач Городского клинического онкологического диспансера:
- Рак желудка имеет какую-то свою особенность?
- Если можно так выразиться, это неблагодарная опухоль. Она ведет себя агрессивно, не подчиняется лекарственной и лучевой терапии. При этом больших достижений в лекарственной терапии рака желудка в современной медицине пока еще нет. Рак желудка возможно излечить только при хирургическом вмешательстве на ранней стадии.
- Почему он проявился у Самохиной так поздно? По словам родных, Анна не испытывала особых проблем со здоровьем.
- Есть, конечно, бессимптомные, «глухие» формы рака желудка. Но эта болезнь все-таки дает микросимптомы. Если человек будет внимательнее к себе прислушиваться, то есть надежда, что опухоль можно будет вовремя обнаружить.
- Что это за микросимптомы?
- Необъяснимая слабость. Необъяснимое похудание. Неопределенные ощущения в области желудка. Появление «голодных болей» в необычное время. В группе риска люди, у которых в анамнезе есть язва или поражение хилобактериями. Эти факторы вообще диктуют необходимость регулярно делать фиброгастроскопию.
- А что делать, если врачи говорят, что надежды больше нет? Смириться и ждать смерти?
- Нет! Нужно бороться по возможности. Анна Самохина не сдавалась как личность, и это самое главное. Так же вел себя и Александр Абдулов. Они понимали, что исход неизбежен, но при всем при том в них не было чувства безысходности от болезни.
- Вы говорите, что нужно бороться. Но как? Голодать и пить соду, как это делала актриса?
- Это все бесполезно. Да, есть определенные диеты и лекарственные отвары, в которых присутствуют чага, сосновые почки, мед. Они действительно улучшают состояние человека. При сильной интоксикации небольшое ощелачивание помогает почкам вывести токсины из организма, но в то же время снижение ph влияет отрицательно на сердечную мышцу. Но все эти процедуры проводятся только под наблюдением врачей. Это не дело дилетантов.
- Стоило ли так мучить Анну Самохину нетрадиционными методами?
- Я думаю, что определенные люди делали себе имя на ее несчастье. Если бы все эти методы приносили пользу пациентам, неужели бы мы не взяли их на вооружение? Любое лечение должно быть во благо, а не во вред. Но когда мы видим, что лечение блага не дает, то нужно просто позволить человеку остаться им до конца. Здесь задача врача уже другая - сохранить качество жизни пациента с помощью симптоматической терапии, которая позволяет справиться с болью и с психическими расстройствами.
- Вы верите в чудо? В вашей практике встречались случаи исцеления безнадежных раковых пациентов?
- Конечно! Есть доказанные факты обратного развития опухолей.
- Этому есть объяснение?
- Да. Иммунная перестройка организма. Система мутации в клетках может неожиданно сложиться таким образом, что раковая клетка начинает идти против самой себя.
- Почему это происходит?
- Можно назвать в качестве причины некое счастливое стечение обстоятельств. Иногда это совпадает с гормональной перестройкой организма - это, конечно, касается в первую очередь женщин. Иногда на мутацию в клетках может повлиять смена обстановки или мощный стресс.
- Как вести себя родственникам раковых больных, если этого «стечения обстоятельств» все-таки не произошло?
- Главное, что требуется больному от родных, - это участие, понимание, теплота. Если не хватает своих сил, надо обратиться к психологам. Это вопрос веры, философии. Нужно понимать, что мы все временны в этой жизни.
Ирина Молчанова, читайте в газете "Ваш Тайный Советник" от 9-го марта 2010 года