Арбитражный суд Москвы отказал "РЖД" в иске о снятии временного запрета на эксплуатацию вагонов поезда "Невский экспресс". Фемида не вняла уверениям представителей компании о том, что подвижной состав абсолютно безопасен. Итоги аварии, произошедшей 27 ноября прошлого года, ставят под сомнение подобные утверждения.
ОАО "РЖД" не удалось оспорить постановление Ространснадзора, выпущенное 1 декабря 2009 года, о временном прекращении эксплуатации вагонов "Невского экспресса" модели 61-4192 до окончательного выяснения причин гибели людей в аварии на границе Тверской и Новгородской областей.
О том, что слабые крепления кресел и слабые багажные отсеки привели к травмированию пассажиров злополучного рейса, специалисты заговорили почти сразу после трагедии. В декабре прошлого года свои выводы опубликовал производитель подвижного состава – Тверской вагоностроительный завод. По данным комбината, конструктивных просчетов в вагонах не было, а кресла и багаж слетели со своих мест потому, что при аварии вместо нормативной нагрузки 4g (39,2 м/с2) было более 12g.
Как отметили в "РЖД", после изучения этих выводов крепления вагонов дополнительно усилили. Подвижной состав был протестирован. После чего в компании с уверенностью заявили, что вагоны "соответствуют установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан". Однако Ространснадзор все же решил перестраховаться и попросил железнодорожников повременить с выводом опасного состава на линию.
Компания состав заменила, как было заявлено "ради морального спокойствия пассажиров", с 5 декабря 2009 года. Сейчас в РЖД решение арбитражного суда Москвы не комментируют. Также пока неизвестно, будет ли железнодорожный монополист оспаривать постановление в вышестоящем суде.
Кстати, известно, что Генпрокуратура РФ сразу после подрыва поезда заявила, что в связи с крушением "Невского экспресса" проведет проверку соблюдения законодательства при выдаче сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах.
Причины, по которым "РЖД" оспаривает решение Ространснадзора, понятны. В компании и так потерпели серьезные убытки в связи с аварией. По подсчетам самих железнодорожников, ущерб от взрыва составил 180 миллионов рублей. Сам же "Невский экспресс", с замененным подвижным составом, продолжает курсировать по маршруту "Москва-Петербург" по расписанию поезда №159/160.
Напомним, вторая уже авария "Невского экспресса" произошла 27 ноября 2009 года, в 21:34. Под проезжавшим составом взорвалось устройство мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. Последние вагоны состава сошли с рельсов. В результате взрыва погибли 27 человек, еще более 90 пассажиров пострадали, в числе погибших бывший вице-губернатор Петербурга, глава Росавтодора Сергей Тарасов и глава Росрезерва Борис Евстратиков.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"