В начале весны количество междугородных рейсов из Петербурга теоретически должно серьёзно уменьшиться. С 1 марта в России запрещена эксплуатация автобусов, не оборудованных ремнями безопасности на всех без исключения пассажирских креслах. Большинство перевозчиков, опрошенных «Фонтанкой», к нововведению оказались явно не готовы.
Новые требования к автобусам, выполняющим междугородные перевозки, установлены постановлением правительства России, подписанным премьер-министром Владимиром Путиным 24 февраля.
Не имеющие соответствующих ремней автобусы не могут быть допущены к эксплуатации. Причем независимо от того, предусмотрены ли такие средства безопасности конструкцией самого транспортного средства или нет. То есть владельцам нужно либо вносить соответствующие изменения в конструкцию (установка ремней регулируется жесткими техническими нормативами), либо прекратить использование автобусов на линиях, связывающих города. Более того, согласно действующему государственному стандарту не допускается эксплуатация ремней безопасности с надрывами лямки, в случае неисправности замка (лямка не вытягивается или не втягивается) и в ряде других случаев.
Напомним, еще в августе 2009 года президент Дмитрий Медведев поручил правительству обязать перевозчиков оснастить все пассажирские сиденья ремнями безопасности. Это указание связано с несколькими крупными ДТП, произошедшими с такими автобусами в 2009 году, в частности на федеральной трассе «Дон», где пострадал 21 человек, и в Новосибирской области, где погибли 8 пассажиров.
Из более чем десятка перевозчиков, выполняющих рейсы из Петербурга в Хельсинки, Москву, Элисту и Псков, готовыми к новым требованиям оказались лишь в транспортной компании «Автокэб». Менеджер фирмы сообщил, что в автобусах Mercedes Sprinter, Neoplan и Man, которые эксплуатируются, в основном, на финском направлении, ремни безопасности предусмотрены заводской комплектацией. А потому в компании никакого беспокойства не испытывают.
В то же время сразу в нескольких фирмах-перевозчиках о постановлении правительства узнали от корреспондента «Фонтанки». Так, представитель турфирмы Business Visit, которая связывает две столицы, поблагодарили за информацию, записали номер постановления и заявили, что обязательно примут меры. В компании Finnord (рейсовое сообщение между Петербургом и Хельсинки) честно признались, что их автобусы Scania оборудованы ремнями лишь частично (первый ряд пассажирских кресел), но ни о каком переоборудовании речи пока не идёт. Руководство других крупнейших международных перевозчиков — Eurolines, Ecolines и «Совавто» - оказалось недоступным для комментариев.
Удивление вызвал вопрос «Фонтанки» в компаниях «Транс-тур» и «Аранзал-экспресс», перевозящих пассажиров из Москвы в Элисту транзитом через Петербург. Следует отметить, что часть перевозчиков не владеет собственным автопарком, а арендует дальнемагистральные автобусы. И переоборудование их за свой счёт — это явно излишние траты. «Если нас в марте действительно не выпустят на линию, то мы просто арендуем другие автобусы, благо предложений достаточно. Но, скорее всего, ничего не изменится. Из нашего города ходят такие автобусы (например, в Махачкалу от Балтийского вокзала), в которых не то что ремней нет, так кресла едва не разваливаются, водители ездят без прав и проводят по 12-15 часов за рулём без смены, а чадят их машины, произведённые 20 лет назад, как трактор «Кировец». И ничего, работают. Каким образом, думаю, и так всем понятно», - сообщил руководитель одного из перевозчиков.
Специалисты оценивают переоборудование одного 70-местного автобуса ремнями безопасности в 30-70 тысяч рублей. Дешевле обойдётся установка ремней там, где они изначально были установлены, но затем срезаны и при этом остались карабины. Но, в любом случае, за оставшиеся 2 дня сделать безопаснее весь междугородный автопарк Петербурга невозможно, на это потребуется несколько месяцев.
Павел Гинев, Фонтанка.ру