Грандиозные планы возобновления паромного сообщения между Хельсинки и Санкт-Петербургом могут разбиться о реальность, и вместо триумфа мореходов их может ожидать фиаско. Финские туроператоры, искренне надеясь на успех, не могут получить ответы на все вопросы.
Новость о четвертой попытке за последнее десятилетие открыть регулярное паромное сообщение между двумя северными столицами была одной из главных на прошедшей в Хельсинки туристической выставке МАТКА-2010. Она вызвала изрядный интерес как среди потенциальных пассажиров парома в Финляндии, так и финских турагенств. Начало пресс-конференции компании-оператора Saint Peter Line (SPL) прошло в самых бравурных тонах, но потом прозвучали вопросы, ответов на которые не последовало.
Эта манящая Россия
Финны ездить в Петербург любят. Одних, конечно манит дешевый алкоголь, бензин и сигареты, но большинство действительно использует все возможности мегаполиса. В 2006 году, по данным Роскомстата, было совершено 975 тысяч прибытий граждан Финляндии, из которых 400 тысяч человеко-поездок относятся к организованному туризму или к поездкам по частным приглашениям. Разумеется, все прибывшие оформляли российские визы.
Однако настоящий поток мог обеспечить только паром, регулярно снующий между двумя столицами. Tallink, Silja Line и Stella Line пытались наладить это сообщение, но каждый раз проект лопался, оказавшись экономически невыгодным. И вот, казалось бы, свершилось - в мае 2009 года было принято постановление правительства РФ №397. Согласно этому документу иностранные пассажиры паромов получили долгожданную возможность отправиться без визы в Петербург, и SPL пообещала воплотить эту безвизовую сказку в жизнь.
Кто поедет на пароме?
SPL уверена, что у нее хорошее предложение. На борту будет казино, настоящий дьюти-фри, развлекательные шоу... И, самое главное - поездка без визы, трое суток в России, включая возможность съездить даже в Москву, плюс возможность отправиться в путешествие с собственным авто.
Цена самого дешевого билета была в январе анонсирована в размере 42 евро. SPL уверяла, что этого достаточно, чтобы россияне отказались от поездки в Хельсинки на автомобиле, «...поскольку бензин будет стоить дороже такой поездки на пароме, где, кстати, турист будет отдыхать и веселиться». Это справедливо, если считать, что в машине едет лишь один водитель, к тому же при финской цене на бензин. А вот если в машину сядут два-три гражданина, то стоимость поездки в один конец резко сократится (что, кстати, используют как российские, так и финские туристы).
Судя по всему, именно финские туристы и могут быть главной финансовой подпиткой данного предприятия. Дело в том, что для россиян, которые едут за покупками в Финляндию, паром не нужен даром — Лаппеенранта, Котка и прочие городки с магазинами находятся прямо за государственной границей. А тем, кто отправляется далее в Европу, тратить полсуток также невыгодно - они могут достичь Хельсинки быстрее на машине/самолете/поезде. Таким образом, остается одна категория россиян — те, кто едет именно в Хельсинки.
Возможно, эти сомнения, дошедшие до менеджмента SPL, уже в конце февраля привели к снижению минимальной цены до 30 евро в одну сторону.
И в отношении привлекательности проекта для финских и прочих западных туристов есть большие сомнения — а почему, собственно говоря, им будет интересно ехать в Питер на пароме?
Финские сомнения
Финны любят четкое объяснение терминов. Прежде всего, удивило финских туроператоров обязательное участие их безвизовых клиентов в некой «экскурсионной программе». Глава фирмы Futurist OY Петри Новицкий в беседе с корреспондентом «Фонтанки» предполагал на презентации SPL, что после обязательной экскурсии у пассажиров будет в Петербурге свободное время. Но какими тогда правами в России будет обладать иностранец без визы в паспорте? Что делать, если что-то с ним случится?
На сайте ФМС РФ, где расположена информация о данном постановлении, четко сказано, что «...участник туристической группы, не имеющий визы, может находиться только на территории, определенной в групповой туристической программе». Значит, какие-то прогулки «частным образом» исключены? В конечном счете, по словам руководителя финской туристической компании Lahialuematkat/Russian Tours OY г-на Петера Холста, «...виза не такая уж большая проблема для финнов. Сейчас виза для финнов в Россию, как и для россиян финская виза – вещь привычная».
Второе важное сомнение – это качество предлагаемого сервиса. Традиционно в путешествия отправляются пожилые люди (речь идет о финнах, разумеется). А как будет осуществляться выгрузка-погрузка пассажиров в Петербурге - будет ли там к назначенному сроку возможность выезда на личном авто, и как со своими чемоданами выгружаться пешие пассажиры паромов? Про инвалидов в колясках даже вообще речь не идет. По крайней мере, сейчас пассажиры вынуждены в Петербурге ковылять по трапам.
Финский путешественник достаточно привередлив, он привык к защите своих прав и требует качественного сервиса. К примеру, сайт Комиссии по защите прав потребителей приводит десятки примеров того, как не получившие надлежащего обслуживания в нужном объеме соответствующего и рекламируемого качества, легко получают компенсацию от отправивших в путешествие туркомпаний.
Выбери меня?
Но еще больше нареканий вызывает традиционная двусмысленность заявлений SPL, касающихся столь важного вопроса, как приобретение агентских прав на продажу билетов и туров на SPL в Финляндии.
На стенде SPL представитель компании Inflot Worldwide заявляли: физической продажей билетов конечному потребителю будет заниматься огромное количество агентств в Финляндии и сообщили, что уже формируется список финский компаний, которые станут партнерами SPL. Правда, по какому критерию отбираются партнеры — непонятно. Что касается работы в Петербурге, то партнером SPL по приему финских туристов «с программой» называется компания «Арктур». По словам Виктории Киселевой, представлявшей эту российскую фирму на выставке в Хельсинки, компания готова предоставить самый широкий спектр услуг - от бюджетных до эксклюзивных (например, поездки на день в Москву с размещением в отелях класса «Славянская»).
Но вот директор «Futurist OY» Новицкий, не предъявляя сомнению возможности петербургских компаний, обеспокоен тем, что в Петербурге придется ориентироваться на «определенного партнера» SPL, и это финнов не устраивает, они хотят работать со своими партнерами: «...Если бы нас поставили перед фактом, что мы должны только у кого-то одного все это взять, то это, конечно, не вариант, потому что это получается монополия безвизового въезда».
А это, по мнению финской стороны, может привести к тому, что туристический пакет для иностранца, дающий право на безвизовое, но строго регламентированное пребывание в России, окажется дороже, чем российская виза, привычная и дающая свободу перемещения.
Где найти столько финнов
Мало того, проект питерских мореходов начинает конкурировать с проектом российских железнодорожников. Буквально перед самым Новым годом было объявлено об отгрузке в Хельсинки компанией Alstom первого поезда «Аллегро». Эти скоростные поезда должны в течение 2010 года заменить старые и установить регулярное движение между Петербургом и Хельсинки три раза в день. Цель проекта – сократив время в пути до 3 с половиной часов, сделать железную дорогу самым выгодным транспортом и увеличить пассажиропоток до 1,2 миллиона человеко-поездок в год (сейчас ездит ровно в три раза меньше).
Этот проект, находящийся на особом контроле у российского премьера Владимира Путина, интересен еще и тем, что там также планируется реализация модели безвизовой турпоездки с 72 часами безвизового пребывания. То есть, железная дорога будет предлагать турпакет - бросок в Петербург, экскурсию и возвращение обратно в течение всего лишь одного дня.
Но где взять нужное количество пассажиров еще и на паром? SPL рассчитывает перевезти 500 тысяч пассажиров в 2010 году. Как заявленный объем может перевезти судно, совершающее 5 рейсов в неделю и принимающее на борт 1638 пассажиров? И уместно ли использование красивых слов вроде «современный пассажирский паром» для судна, построенного в 1981 году, и вдобавок горевшего. Пусть там и произведены серьезные работы по модернизации.
Это как раз тот самый случай, когда маленькая недомолвка рождает большое недоверие. Как заметила руководитель финской компании Neva Tours OY Юлия Кайсанлахти, отвечая на вопрос о возможных «рифах и подводных камнях» на пути парома «Принцесса Мария»: «Никаких подводных камней нет... потому что пока нет самого предложения».
Константин Ранкс, «Фонтанка.ру», из Хельсинки