Административные регламенты, в спешке принимаемые в рамках антикоррупционной политики, могут оказаться никому не нужными. Документы, регламентирующие каждый «шаг и чих» чиновников, как выяснилось, придется переделывать. Только Петербург на этой работе может потерять не один миллион казенных рублей.
Административные регламенты, в спешке принимаемые в рамках антикоррупционной политики, могут оказаться никому не нужными. Только запустили с федерального уровня махину, заставившую регионы срочно готовить документы, регламентирующие каждый «шаг и чих» чиновников, как выяснилось, что их придется переделывать. Только Петербург на этой работе может потерять не один миллион казенных рублей.
Документы, в которых прописано поминутно, сколько граждане должны стоять в очередях для получения пособий, как нужно строить дома, проверять финансовую деятельность организаций, создавать ТСЖ и даже действовать в чрезвычайных ситуациях, начали разрабатывать в пожарном порядке в прошлом году. Подгоняемые федеральными министерствами и ведомствами, юридические службы города закапывались в согласованиях. Еще в конце 2009-го года чиновники кричали: «Не успеваем!». Из-за сложной процедуры согласования по состоянию на конец ноября в Петербурге было принято только 73 соответствующих документа. На сегодняшний день их уже около 230. До конца 2010 по планам-графикам должны быть приняты все 1300.
Однако оказалось, что федеральный законодатель решил поменять правила игры. На рассмотрении в Государственной думе сейчас находится уже принятый в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», в котором прописано, что административные регламенты должны утверждаться высшим исполнительным органом субъекта. То есть, в случае с Петербургом, на заседаниях правительства города, а не в каждом отдельно взятом комитете.
По мнению информированных наблюдателей, скорее всего, федеральный законопроект будет принят в ближайшее время и без существенных корректировок. Как сообщили «Фонтанке» в юридическом комитете Смольного, это приведет к тому, что все ранее принятые документы придется переписывать заново: не потому, что комитеты, используя типовые шаблоны, их плохо сформировали. А потому, что формат согласования правительственных документов отличается от тех, которые принимаются в отраслевых ведомствах.
Не говоря о масштабах проведенной работы в других регионах, стоит отметить, что только Петербург на проделанной работе может потерять несколько миллионов рублей: ряд ведомств создавали регламенты собственными силами, но некоторые комитеты, которым предстоял большой объем работы, за бюджетные средства проводили конкурсы среди сторонних организаций на создание документов. Так, через горзаказ прошли два конкурса от Администрации губернатора. Один на миллион, другой на 1,1 миллиона рублей. Эту работу выполнял ФИНЭК. Правда, как пояснил председатель комитета по работе с органами власти и МСУ Георгий Мещеряков, так как это была первая «пробная ласточка», специалисты не справились в должном объеме с работой и им выплатили не всю сумму контракта, а только часть - в общей сложности не более 700 тысяч рублей (чуть более 400 тысяч по одному контракту и 280 тысяч рублей до другому). Еще один конкурс на 1,8 миллиона рублей вообще отменили - как раз из-за появившейся федеральной инициативы. Более внушительные средства забронировал КУГИ на создание своих регламентов - контракт, который был заключен с ООО «АККАНТО», стоил 3,5 миллиона рублей. Еще 1,3 миллиона «высветилось» из четырех котировок, объявленных комитетом по природопользованию.
Напомним, что из самых заметных уже принятых регламентов первые 13 касались малоимущих, инвалидов войн, студентов-премиантов и других социально незащищенных слоев населения. Утвержденные комитетом по социальной политике регламенты касались деятельности сотрудников отделов соцзащиты в районных администрациях, сотрудников многофункциональных центров, городского информационно-расчетного центра и других должностных лиц, которые отвечают за выплаты пособий и доплат, выдачу справок по ряду социальных вопросов. Всего по социальному ведомству предполагалось утверждение 63-х соответствующих документов.
Следующим касающимся общественной жизни города документом стал регламент о порядке согласования митингов, шествий, акций протестов, из которого мы узнали, что это – государственная услуга, а не конституционное право граждан. О правилах содержания общего имущества, порядке создания ТСЖ (в том числе в строящихся домах), передаче домов управляющих организаций и т.п. вскоре узнали граждане из регламента жилищного комитета. Девять регламентов, касающихся защиты граждан в случаях возникновения ЧС, перед Новым годом утвердил комитет по вопросам правопорядка, законности и безопасности.
Полный перечень соответствующих документов, не поддающихся описанию даже на нескольких страницах, ежедневно пополняется на сайте Смольного – там в разделе «законодательство» значатся регламенты, подписанные руководителями практически всех ведомств – от ветеринарии и КУГИ до комитета финансового контроля и Гостехнадзора.
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»