Главное событие недели – в городе стартует своеобразный парад петербургского неофициального искусства 1980-х. Мраморный дворец показывает живопись и графику групп «Новые художники» и «Некрореализм», наиболее радикальных объединений художественного андеграунда тех времен. Лофт «Этажи» дополняет «высокие жанры» подборкой документов и свидетельств. Галерея Марины Гисич представляет знаковую фигуру субкультуры – некрореалиста Евгения Юфита. А проект фонда «Про Арте» перекидывает мостик к авангарду начала ХХ века.
Линия атаки
С 26 февраля в Мраморном дворце можно увидеть выставку «Удар кисти» – 200 картин и рисунков арт-революционеров восьмидесятых. «Новых художников» в 1982 году собрал Тимур Новиков, в группу вошли Олег Котельников, Иван Сотников, Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев-Африка, Инал Савченков, Виктор Цой и другие яркие персонажи питерского творческого подполья. Материалом для искусства становилось всё, что только было под рукой, – от досок, тряпок и полиэтилена до бытовой утвари, и в этой всеядности можно найти перекличку с авангардистским лозунгом «всечества» начала ХХ века. Несмотря на «железный занавес», в Ленинграде оформился местный вариант неоэкспрессионизма, соответствующий западному течению «новой волны». В течение нескольких лет у «Новых» была своя галерея – «Асса», увековеченная в одноименном фильме Сергея Соловьева. «Поп-механика» Сергея Курехина и группа «Кино» тоже по касательной примыкали к «Новым»: из общего бурления идей и проектов выросли «Новый театр», «Новые композиторы», а также «Новое кино» – движение некрореалистов во главе с Евгением Юфитом. Некрореалисты, в числе которых были Игорь Безруков, Андрей Мертвый, Владимир Кустов и другие, взялись за деконструкцию советского культа жертвенного героизма средствами киноязыка. Выставка продемонстрирует самую значительную часть новейшей коллекции Русского музея, а отменное качество проекта гарантируют личности кураторов: Екатерины Андреевой (раздел «Новые художники») и Олеси Туркиной (некрореалисты).
С 27 февраля в лофт-проекте «Этажи» открыта дополнительная экспозиция – фотографии и документы, запечатлевшие богемное бурление 1980-х годов. От слепленных на коленке кинолент, мультфильмов и клипов – до знаменитого «Пиратского телевидения», первой ласточки медиаарта.
«Мжалалафильм» представляет
С 26 февраля Галерея Марины Гисич представляет персональную выставку Евгения Юфита, основателя некрореализма и самого верного последователя его эстетики. Будучи одним из «Новых художников», он занялся кинематографом на грани документального и игрового жанров. Его интересовали приемы немого кино, французского сюрреализма, немецкого экспрессионизма, а также американского sci-fi 1940-50-х годов, но их он облекал в одежку панковского черного юмора: актеры то измазывались в имитаторе крови, то устраивали бойню манекену и гонялись друг за другом по лесам. Сцены шутовских драк, убийств и самоубийств перемежались материалами научных архивов и патетическими кадрами из советских кинолент – пионеры, выпускающие голубей, и прочие подобные красоты пропаганды. В результате смешения происходило взаимоуничтожение смыслов, весь образный ряд превращался в абсурд и провокацию. В 1984 году Юфит основал на дому независимую киностудию «Мжалалафильм» («мжа», согласно словарю Даля, означало дрему, а не известное словарям «лала» – детский лепет) и начал снимать короткометражные, а затем полнометражные ленты про жертв неудавшихся экспериментов, которые в разных обстоятельствах теряли человеческий облик. Их будут демонстрировать в галерее с 1 по 10 марта. Кинематографом штудии Юфита не ограничивались: он снимал монохромные фотопейзажи, будто увиденные в предчувствии смерти, занимался живописью, сталкивая в бескровных поединках черно-белые части тел не то людей, не то животных, ставил перформансы, и в любой своей ипостаси оставался некрореалистом без страха и упрека.
Голоса авангарда
С 26 февраля в фонде «Про Арте» демонстрируют очень необычную экспозицию, посвященную проектам музыки будущего и звуковым экспериментам в России первой трети ХХ века. Название выставки «Поколение Z» отсылает к символу молнии, электричества, энергии, который часто появлялся в те годы на разных изображениях и удачно передает легендарный энтузиазм эпохи. Собранные по петербургским и московским музеям, государственным и частным архивам документы рассказывают о «пионерах звука» и их вдохновителях: грандиозный замысел «Симфонии гудков» Арсения Авраамова возник под влиянием идей ученого, поэта и философа Алексея Гастева, от Авраамова тянется ниточка ко Льву Термену, изобретателю терменвокса – прародителя синтезатора. Многие проекты, изобретения и эксперименты были похоронены сталинизмом, но пережили второе рождение, нередко в другом воплощении, оторванные от своих истинных корней. Выставка восстанавливает связь эпох и возвращает культуре имена, почти не известные в мире и совершенно забытые в России. На открытии выставки 25 февраля состоится концерт eNsemble Pro Arte, составленный из сочинений 1910-20-х годов.
Люди-пейзажи
Музей истории фотографии с 27 февраля представляет на обозрение полсотни фотографий из Грузии, объединенных названием «Гамарджоба!» – «Здравствуйте!». Имена пятерых авторов-фотографов скрыты за никами, и особой разницы между их индивидуальными манерами не заметно. Ободранные стены со следами пожара, тонкие фигурки людей, огромные черные глаза, натруженные руки – снимки черно-белые, full frame (в полный кадр), красивые и тревожные, преданно следующие традиции Картье-Брессона с его репортажем, настаивающим на авторской точке зрения. Однако, в отличие от великого мэтра объектива, политический или какой-либо иной подтекст старательно заглушен, и хотя на снимках полно народу, фотографы видят в человеческих фигурах не столько действующих лиц, сколько элементы пейзажа. Так что странный на первый взгляд подзаголовок «осторожный природоведческий проект» очень точно передает стремление фотографов.
Этнографический музей с 27 февраля принимает передвижную выставку проектов современного норвежского архитектора Кристин Ярмунд. Десять зданий в эскизах и фотографиях, с образцами материалов, представляют «королеву норвежского постмодернизма», которая при ближайшем рассмотрении оказывается мастером рациональных, функциональных и даже вполне конструктивистских решений – то есть последователем самого настоящего модернизма начала ХХ века. Жилой дом и Национальная палата мер и весов, школа и станция метро, кафе и посольство Норвегии в Непале – можно только позавидовать тому, как легко живется в Норвегии архитектору, который не стремится проектировать «красивше» и не страдает гигантоманией. Зато очень тактично относится к окружающей застройке и всегда приспосабливается к местным условиям. И в этом Кристин Ярмунд, конечно, настоящий постмодернист.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»