Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Огневой рубеж (фото)

Огневой рубеж (фото)

431

Российские театры продолжают закрываться по причине несоответствия противопожарным нормам. Процесс движется по нарастающей и грозит обернуться гуманитарной катастрофой. Если раньше непригодными для приема публики объявлялись только камерные помещения, то намедни был закрыт национальный театр федерального подчинения – Театр драмы им. Федора Волкова в Ярославле.

Еще два года назад закрытия Волковского театра никто бы не заметил – настолько беспомощным в творческом плане был этот стационар в последние десятилетия. Но накануне 1000-летия Ярославля культурные власти страны решили всерьез заняться этим старинным многоярусным театром. Механизм возрождения был использован ровно тот же, который сработал в петербургской Александринке накануне другой значительной даты – 250-летия существования государственного театра на Руси. Начали с назначения в театр антикризисного руководителя, а тот уже должен был в кратчайшие сроки воскресить дышащий на ладан стационар.

Министерство РФ не долго раздумывало над кандидатурой нового директора. Любой по-настоящему интересующийся театром россиянин, задай ему вопрос об антикризисном театральном руководителе, назвал бы Бориса Мездрича. С его именем связан расцвет Омской драмы и Новосибирской оперы – крупнейших на сегодняшний день театров страны, неоднократных обладателей «Золотой маски», завсегдатаев международных фестивалей. Год назад Мездрич был экстренно вызван в Министерство культуры России и направлен в Ярославль.

Директор ярославского Театра им. Федора Волкова вот уже три недели не может попасть в учреждение, которым официально руководит



На сей раз темпы работы Бориса Мездрича и его команды превзошли самые смелые ожидания. Перво-наперво в театре появился главный режиссер, выученик Петра Наумовича Фоменко Сергей Пускепалис, на днях премированный «Серебряным медведем» на Берлинском кинофестивале. Затем последовали приглашения на постановку других профессионалов. Причем, среди них – и один из самых молодых и любопытных режиссеров Тимофей Кулябин из Новосибирска, которым уже чрезвычайно заинтересовались Москва и Петербург, но Ярославль заполучил первым, и выдающийся украинско-венгерский экспериментатор Аттила Виднянский, и гениальный немецкий актер и режиссер Мартин Вуттке. Но вполне может случиться, что все эти сказочные проекты не осуществятся.

На сайте театра вывешено обращение к зрителям, где в частности говорится: «Постановлением Кировского районного суда г. Ярославля от 2 февраля 2010 г. приостановлена деятельность театра имени Федора Волкова для устранения нарушений требований пожарной безопасности. К сожалению, в здании, построенном в 1911 году, в течение последних десяти лет не решались многие вопросы пожарной безопасности, что собственно и привело театр к сегодняшнему состоянию. Сейчас мы прилагаем все усилия для устранения недостатков, из-за которых приостановлена наша деятельность».

Главный режиссер Ярославской драмы Сергей Пускепалис хорошо знаком не только любителям театра, но и кино


Директор Борис Мездрич в телефонной беседе сообщил обозревателю «Культурной столицы» подробности: «Служба Госпожнадзора составила предписание из 83 позиций. На данный момент мы опустились до 12-ти. Оставшиеся нарушения невозможно устранить в кратчайшие сроки. Я утверждаю, что на данный момент пожарная безопасность зрителям и актерам в театре обеспечена. Существует усиленное количество пожарных постов, опустошены и опечатаны те склады, которые признаны ненадежными. Госпожнадзор признал, что театр может открыть двери для публики. Но 15 февраля прошло третье судебное заседание, и судья снова вынесла отрицательное решение. Разумеется, мы направили документы в Областной кассационный суд. Но там, в связи с праздниками, заседание состоится не раньше 24-25 февраля. А между тем, страдают в первую очередь зрители. Все билеты на март месяц проданы, и возвращать людям деньги мне уже не из чего. Ясно, что ситуация эта сложилась не вчера. И ответственность за нее должен нести не только театр, а еще и прокуратура и Госкомнадзор, которые не интересовались вопросами противопожарной безопасности до трагедии в Перми».

Разумеется, деньги на ремонт театра отпускались. Но, по словам Бориса Мездрича, хотя в 2007 году проводился капитальный ремонт фойе, который предполагал, в том числе, и противопожарные работы, последние проведены не были. В 2003 году в театре был заменен планшет сцены, который уже сегодня нужно менять снова. Документальные свидетельства нарушений, хищений со стороны прежнего руководства театра существуют, а вот прежний директор уже отошел в мир иной, так что спросить, по большому счету, не с кого. Зато возможность притормозить чересчур бойкого нового директора, прибывшего со стороны в самый крупный театр города, – отличная. Более того – универсальная. Не думаю, что какой-либо российский театр, за исключением тех, которые только что пережили тотальную реконструкцию, может похвалиться идеальными противопожарными условиями. Так что если завтра недоброжелатели захотят закрыть петербургский БДТ, МДТ, московский «Ленком» или Вахтанговский театр, – у них будут немалые шансы преуспеть.

А в Ярославле, тем временем, была отменена премьера Тимофея Кулябина «Кармен», назначенная на 20 февраля, не состоялись гастроли театре Et cetera п/р Александра Калягина, приостановлены репетиции «Трех сестер» Сергея Пускепалиса, под угрозой – поездка на «Золотую маску» «Горя от ума» Игоря Селина (потому что нелепо везти на главный российский конкурс спектакль, который не эксплуатируется).

Сцена из спектакля-номинанта "Золотой маски - 2010" "Горе от ума"

Под угрозой также весенне-летние проекты: фестиваль «Будущее театральной России» (поскольку на проведение конкурса уходит минимум два месяца времени), работа Аттилы Виднянского и Мартина Вуттке. Проблемой Волковской драмы занят губернатор Ярославля г-н Вахруков. Коллектив театра направил официальное письмо в Министерство культуры РФ. Но суд держит оборону даже вопреки рекомендациям «пожарников». «Налицо подмена целей, – печально констатирует Борис Мездрич. – Люди занимаются не пожарной безопасностью, а собственной». И это, согласитесь, типичная российская история.

Поэтому мы просим всех, кто обеспокоен этой ситуацией, хочет поддержать старейший театр страны и считает необходимой неформальную помощь властей, оставлять свои подписи (имя, фамилия, род занятий, город) в комментариях к этому материалу. Зарегистрироваться на «Фонтанке» очень просто.

Жанна Зарецкая
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях